Вне политики

01/21/2015 - 00:38

Как живется в Ростове украинской культуре

Казалось бы, главная трагедия, о которой еще в прошлом году говорил президент, произошла. Русский и украинский народы разобщены, как никогда, несмотря на то что страны не находятся в состоянии войны. Трагические события на Донбассе, гибель сотен людей, считавших себя русскими, разорвали еще недавно тесные дружеские, а подчас и родственные связи.

Разрыв, конечно, первоначально произошел на Донбассе, и он был не только геополитическим. С тех пор, как украинские флаги, рубахи-вышиванки и венки с лентами «приватизировали» сторонники Евромайдана, а затем АТО на юго-востоке, все эти символы «украинства» носят статус нон-грата на Донетчине и Луганщине. Элементы национальной культуры, которые еще недавно свободно использовались совершенно вне политики, вмиг стали чем-то вроде детектора «свой-чужой».
В интернет не раз вбрасывались фотографии, сделанные около двух лет назад: марш победителей конкурса вышиванок в Славянске, дончане с украинскими флагами у «Донбасс-арены» во время чемпионата Европы по футболу. Как быстро все это стало выглядеть абсолютно немыслимым...

Но культура продолжала жить. Спасаясь от военных действий, она была вынуждена искать новые площадки. Какие-то труппы переехали с Донбасса в центральные регионы Украины. Но кому-то оказалась ближе Россия.
Так, на минувшей неделе в Ростове, в Областном доме народного творчества, выступил ансамбль «Легенда», перебравшийся на Дон из Луганска в июле. Артисты представляли постановку «Ночь перед Рождеством» по мотивам повести Гоголя.
Спустя долгий промежуток времени на ростовской сцене действительно зазвучал чистый украинский язык. На нем были все песни и некоторые короткие диалоги. На артистах были надеты национальные костюмы: те самые вышиванки, ленты и, конечно, знаменитые черевички. Полный зал на ура воспринял представление. Если у кого-то и возникло желание каким-то образом трактовать спектакль с политической точки зрения, то ему останутся лишь тянущиеся десятилетиями споры о национальности самого Гоголя.
— С этим коллективом мы сотрудничаем уже десять лет, он и раньше пользовался популярностью. И полные залы у нас бывают, — спокойно прокомментировали это событие в руководстве Дома творчества.

— Хорошо с ними работается, никаких проблем. Хореография у них очень хорошая, а вот вокал — у наших посильнее, — ответили на многозначный вопрос об отношениях с новым коллективом их коллеги из детского ростовского ансамбля.
Сама «Легенда» пока неохотно общается с прессой, опасаясь политических провокаций. Лишь один из участников после спектакля рассказал, что их поселили в поселке под Таганрогом и сейчас они завершают оформление документов и официальное трудоустройство. Сами они с момента переезда больше в Луганск не возвращались.
С проведением этого спектакля совпало открытие выставки художника Ивана Ковача. Уроженец Закарпатской области Украины, уже много лет живущий и преподающий живопись в школе в Верхнедонском районе Ростовской области, назвал ее символично — «От Збруча до Дона». Действительно, здесь представлена живопись из Закарпатья, а по соседству помещены написанные в том же стиле картины с видами Верхнего Дона или самого Ростова-на-Дону. На большинстве портретных композиций — жители Карпат в национальных костюмах: Иван Васильевич писал со своих родственников. В его работах нашла отражение и православная культура — важный элемент жизни для обоих регионов.
Вопроса политики в конце представления «Легенды» все-таки коснулся глава украинской культурной автономии в Ростовской области Владимир Макарчук.

— Представление шло на двух языках, и все всем было понятно без переводчика. Вот и русским с украинцами в переговорах переводчик не нужен! — заявил он под бурное одобрение публики. Затем он передал привет заокеанским «друзьям», которые, по его высказыванию, пытаются поссорить народы России и Украины, на самом деле вышедшие из одного народа, напомнил о том, что всего за соню километров от Ростова идет настоящая гражданская война, гибнут люди. Говорил и о том, что украинская культура всегда была близка жителям Дона и наравне с русскими и казачьими песнями здесь даже местные всегда с удовольствием запевали украинские.
После этого выступления, конечно, совсем по-иному прозвучало прощальное пожелание руководительницы ансамбля «Легенда» Марины Комаровой: «Мира и счастья!»
А сами ростовчане, с воодушевлением встретившие и постановку, и выставку, просто показали, что по-прежнему хорошо относятся к украинской культуре. Не было ни административного запрета, как в самом Киеве в отношении российского кино, ни негативной реакции публики.

Источник: МК на Дону

Источник: 
автор: 
Юлия Вершинина
Раздел: 
Общество
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: