С новым шахматным сезоном

30/12/2014 - 14:58
Читать u-f.ru на

Что будет в новом году под знаком Барана? В 2015 году нас предсказуемо ожидают очередные выборы. С оговорочкой — если наверху опять ничего не поменяют. Ведь отменяли прямые выборы губернаторов, а потом возвращали, но и добавили фарса: есть кавказский и ханты-мансийский варианты занятия губернатором своего кресла. С муниципальными выборами тоже все непросто: круг отмен и возвращений тех же сити-менеджеров уже замкнулся, а на горизонте маячит реформа местного самоуправления, очередная перестройка управления в городах. В общем, если ничего в наших донских краях не изменится, будем волеизъявлять на губернаторских состязаниях и на подзабытых уже политических гонках городского масштаба — впереди переизбрание городской Думы Ростова-на-Дону. Но эти события вряд ли могут утолить нашу жажду изменений в системе управления областью и городами. Потому что вся суета с предвыборными календарями отвлекает внимание от главного вопроса: сможет ли население, жители региона, мы с вами, влиять на принятие управленческих решений?

В донском крае уж слишком все запущенно с кулуарностью, закрытостью. Когда-то журналисты находили скрытый символизм в фамилиях градоначальников Ростова-на-Дону — Погребщиков, Чернышев — всё втемную, все решения вырабатываются в закрытых пространствах, за кулисами, «в погребах», тихо. Когда-то политическое долгожительство губернатора Чуба и мэра столицы региона Чернышева считали преимуществом, «ростовской спецификой», некоторые даже гордились «стабильностью» во власти. Были времена, когда сама мысль о смене областных и городских руководителей в результате победы на выборах («на честных выборах») квалифицировалась как подрывающий сложившиеся ростовские порядки месседж. Сейчас у нас в креслах губернатора и мэра люди с другими фамилиями, но в системе принятия решений ничего не изменилось. Фигуры переставили, а шахматная партия власти с населением продолжается по тем же правилам. Сдерживая себя от искушения повторить подвиг Остапа Бендера и запустить шахматной доской с фигурами в лица обидчиков, граждане пока что питают надежды, что власть поймет бессмысленность этой игры втемную: мы по одну сторону доски. Для того чтобы власть начала привыкать к необходимости изменений, объединились политический календарь и природа. Или выборы и снег. Показателем низкой эффективности сложившейся системы является неспособность власти наладить снегоуборочные работы, а возможностью для начала качественных изменений могут стать выборы-2015. Если снег после ухода Чернышева хоть как-то стали убирать, то грядущие выборные ристалища пока не дают особых надежд на изменения правил игры.

ГАМБИТЫ ГОЛУБЕВА

Губернатор области Василий Голубев уже давно готовится к своим выборам. Реально объездил все медвежьи закоулки области, по нескольку раз в год посещал каждый район. Укрепил свои позиции в элитах. Как-то отбился от критики и даже перешел в наступление в болезненных вопросах экономики и инвестиционной привлекательности региона. Задал свою губернаторскую повестку (не без участия федеральных властей, но все же) — Ростовский хаб, Большой Ростов, ЧМ по футболу — 2018. Наконец, добился особого неформального статуса региона (мечта всех областных управленцев предшествующего поколения) в связи с Украиной: особые отношения с администрацией президента и самим Путиным, пограничное сотрудничество и гуманитарные конвои, работа с беженцами и контакты с представителями ЛНР и ДНР, организация пребывания Януковича и взаимодействие с казаками.

Кроме того, Василий Голубев осуществил ротацию руководства Ростова-на-Дону, поставив представителя своей команды на ключевой пост сити-менеджера, что позволит Василию Юрьевичу более оперативно решать вопросы своей повестки. Ну, и областные выборы, конечно, лучше проводить в условиях, когда есть поддержка в мегаполисе региона. Триумфальное, под аплодисменты депутатов города и области, занятие кресла мэра Ростова председателем городской Думы Зинаидой Неярохиной, соратницей Чернышева, восстановило управленческий баланс между старыми и новыми областными руководителями. Переход Чернышева в областные чиновники подтвердил договороспособность Голубева, а кадровые решения главы ростовской администрации — назначение своим первым замом яркого представителя чубовской команды Сергея Кузнецова — закрепили «водяное перемирие» между элитными группировками.
Однако, похоже, губернатор «перезрел» с выходом на выборы: как бы все наработки не сработали против него.

Перешедший из мэрского кресла бывший оппонент голубевской команды Чернышев занялся курированием губернаторской повестки (инвестиции и Большой Ростов закрепили за экс-мэром), собственно, взяв под информационный контроль возможные плюсы губернаторских экономических проектов. Запущенная для обеспечения ростовской рокировки муниципальная реформа с сити-менеджерами разрушила наработки голубевской команды с действующими мэрами, внесла дисбаланс внутрь районных раскладов, посеяла недоверие со стороны мэров городов с ярко выраженной конкуренцией местных элит: Таганрог, Шахты, Новошахтинск, Новочеркасск, Волгодонск. Казачество оказалось не столько преимуществом, сколько головной болью, а украинские события и особый неформальный статус Ростова уже сегодня стали оцениваться чуть менее идеологически и чуть более прагматично, что выбивает политические козыри из рук губернаторских идеологов. Высокие места в рейтингах не гарантируют золотых дождей и финансовых преференций, а заявки об увеличении инвестиций в регион к кризисному санкционному лету 2015 года могут так и остаться лишь заявками. Даже выигрышный футбольный козырь может превратиться в обременение в связи с пересмотром смет и коррупционными скандалами со строительством стадионов. Наконец, Большой Ростов и логистический мега-центр обнажили реальный дефицит профессионализма в пространственном планировании и освоении территорий, и если губернатор взял на себя ответственность за это, то с него спросят за все: от пробок до мусорных свалок, от экологии до спекуляций с землей. Кстати, ростовские власти в рейтингах по использованию территорий — на последних местах. В связи с вышесказанным, по «сусалам» Василию Юрьевичу могут бить его же собственным прошлогодним «салом», а в перспективе политической жатвы 2016 года будущие участники парламентских выборов могут с легкостью потренироваться на губернаторе: в политической атаке на местные власти смогут участвовать все, от «ОНФ» до белоленточников. Есть ли у Василия Голубева возможность маневра? Есть. Предложить жителям области оценить реальные успехи работы его команды. Это требует популизма, эффектных, выверенных решений. Ах, да, и ещё кое-что: необходимо сломать старую управленческую машину, чтобы люди поверили. А значит, разрушить собственный же баланс и мировые соглашения с предшествующей кадровой обоймой. Будет ли это делать губернатор самолично? Возможно, но, скорее всего, он выдвинет на передовые рубежи «разрушителя», свою проверенную фигуру — Сергея Горбаня.

ЦУГЦВАНГ ГОРБАНЯ

Можно по-разному относиться к персоне и личным качествам Сергея Ивановича, но его сегодняшняя должность является ключевой как для борьбы со снегом, так и для будущих выборов. Что в итоге оборачивается проверкой новой команды на готовность к изменениям. Другими словами, объективно Сергей Горбань сегодня воплощает в себе запросы на изменения во власти. Он — представитель новой команды, пришедшей на место Чуба и Чернышева. Он — организатор будущих выборов губернатора в самой густонаселенной городской агломерации юга России и одновременно лицо новой власти.
Более того, Сергей Горбань оказался в ситуации, крайне нехарактерной ни для Ростовской области, ни для России в целом. Все эти истории с сити-менеджерами в нашей стране вводились для двух целей: либо усилить губернаторскую власть в городах или районах помимо выборов (губернаторские назначения руководителей в районах Краснодарского края практикуются в начале нулевых, с 2005 года сити-менеджеры стали активно вводиться на Ставрополье), либо нейтрализовать харизматиков и возможных оппонентов губернатора — избранных мэров столиц субъектов Федерации. Все знают истории с муниципальными реформами на Урале («против Ройзмана»), кое-кто помнит десятилетней давности комбинации Шаймиева с мэрским статусом градоначальника Казани Исхаковым (будущим полпредом ДФО). «Челябинский вариант — 2014» реформы местного самоуправления, предусматривающий выборы в районные собрания и делающий городскую Думу «совещанием представителей районов», направлен именно против самой возможности появления на городском политическом пространстве харизматических лидеров самого сурового региона страны. Так или иначе, сити-менеджеры — это «против выборов» и за укрепление административного, того самого кулуарного влияния губернатора на муниципалитеты. У Сергея Горбаня, повторимся, совершенно противоположная ситуация.
К этому «интересному положению» Сергея Ивановича добавляется еще кое-что — выборы в Ростовскую городскую Думу. И здесь, в царстве, где ранее владычествовала Зинаида Неярохина, Сергей Горбань должен попытаться навязать свои правила. А с учетом губернаторских выборов он неизбежно будет ломать неярохинские распорядки. Выборы в Ростгордуму — это мини-модель, вторая не менее значимая игровая площадка для новой команды, нежели областные выборы. Не исключено, что ход именно ростовских муниципальных выборов будет даже в чем-то важнее, показательнее губернаторского ристалища, так как на них все будет просто, как снег: сможет Горбань победит Неярохину или нет. Если нет, значит и команда губернатора будет лишь слабым подобием чубовско-чернышевской кадровой обоймы. Если да, то ростовчанам и жителям области имеет смысл надеяться на перемены, которые, как мы знаем, могут быть и к худшему.

Все вышесказанное усиливает значимость городского плебисцита, делает кампанию в городскую Думу Ростова насыщенной по последствиям для всей области. Спросим прямо: сможет ли Горбань «победить» Неярохину? Нет. Никаких шансов. Сергея Ивановича если не переборют в прямом поединке «горбаневских» с «неярохинскими», то снимут его кандидатов с дистанции или нейтрализуют на подступах. Технология налажена. Как всегда это делалось у Чуба и Чернышева, мы знаем: формирование списков, подтягивание бизнесменов, «согласование кандидатур». Придумают дополнительные списки, сделают юридические «закладки», и на каком-то этапе ненужный, нежелательный или «дополнительный» кандидат обнаружит, что выбыл из игры еще до начала кампании. И ругаться будет не на кого, и вроде бы конфликта нет — сам виноват, недосмотрел. То же самое, если городская Дума, руководимая той же Неярохиной, ни с того ни с сего утвердит «челябинский» вариант городского управления, когда в Ростовскую городскую Думу делегируются представители районных собраний: везде будут ее люди, несмотря на то что главы районов управляются Горбанем. Просто мир местных выборов — это ее царство, не Горбаня. И именно она, а не Сергей Иванович придет в нужный момент к Василию Голубеву и назначит свою цену за лояльность Ростова-на-Дону к кандидатуре губернатора. Старая команда не мытьем, так катаньем вернет свое влияние на областную власть.
Горбаню останется только снег. Его-то никто не отменит, в отличие от выборов.

МЕНЯТЬ ДОСКИ, МЕНЯТЬ ПРАВИЛА

Ну, а если Голубев, Горбань и иже с ними продумают сценарий, отличный от прогнозируемого? Хотелось бы верить. Губернаторские выборы — тема отдельного разговора, а вот в отношении «мини-выборов» в Ростове можно кое-что предложить. Как минимум придумывать собственные, «горбаневские» форматы обратной связи власти с населением — поверх (или параллельно) городской Думы и кулуаров. Это низовая «прямая демократия» с локальными референдумами и общественными инициативами. Это новые институты власти, такие как городская Общественная палата или отраслевые общественные советы, например. Это прозрачные госзакупки и конкурсы, мониторинг инициатив. Экспертные сообщества и квартальная солидарность горожан, «соседство». Это работа с открытыми данными, вскрывающая кулуары и дающая возможность каждому горожанину оценить эффективность работы городского учреждения или предприятия. То есть весь тот самый «джентльменский набор» новых управленческих форматов, который внедряется в европейских городах. Надо менять правила, породившие такие выборы и такие институты, какими сегодня являются городская Дума и организация голосования «по-ростовски». Предложить гражданам сыграть вместе — против кумовства, клановости, некомпетентности. Против «машины делания выборов», которой так бесславно известен Ростов в последнее время и которой десятки лет управляет старая команда.
Без поддержки Голубева Горбань не сможет запустить эту работу, но политический пазл выстраивается так, что они будут вынуждены начать реально менять всю систему. В это хочется верить, но, глядя в глаза нашим руководителям, проникаешься не энтузиазмом, а скепсисом. Хоть снег регулярно убирайте, и то хорошо. А там можем и сыграть — и без всяких баранов.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ