Ты неси меня река

28/11/2014 - 19:00
Читать u-f.ru на

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор через суд обязал администрацию г. Аксая и ОАО «Аксайская ПМК РСВС» организовать очистку сточных вод централизованной канализации, сбрасываемых в балку Жанкина, а затем и в реку Темерник без очистки. Однако оба ответчика хоть и признавали сброс вод незаконным, все же попытались через апелляционный суд обжаловать данное решение.

О том, почему чиновники Аксая не хотели проводить очистку, долго ли человек может терпеть муть рядом с собой и как сегодня государство защищают окружающую нас среду, корреспондент «МК на Дону» поговорила с заместителем ростовского межрайонного природоохранного прокурора Александром Воропаевым.

«Берегите природу, граждане, вам с ней еще жить!»
— Какова роль органов именно природоохранной прокуратуры в защите прав граждан?
— Природоохранная прокуратура на территории Ростовской области пользуется правами межрайонной прокуратуры и, соответственно, контролирует все, что касается сферы охраны окружающей среды. Обычно мы проводим проверки по информации, поступившей в органы прокуратуры либо от вышестоящего руководства, либо от физических или юридических лиц.
В рамках осуществления защиты окружающей среды мы рассматриваем и обращения с жалобами на действия или бездействие сотрудников Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области.
Кроме того, мы проводим плановые и неплановые мероприятия. Что касается первых — составляем план работы на полугодие с учетом состояния окружающей среды. К примеру, у нас есть «Экологический вестник Дона», который описывает как состояние той или иной отрасли, так и типичные нарушения. Мы отслеживаем его данные, изучаем государственный доклад о состоянии экологии и на основании этого приходим к выводу о необходимости каких-либо действий.
— Но ведь в основном сведения о случаях причинения вреда природе вы получаете от жителей области?
— Именно. Большая часть информации, конечно, исходит от самих людей, которые каждый день подвергаются опасности заражения инфекционными заболеваниями. Однако не всегда жалобы граждан доходят до нашего ведомства. Люди обращаются в другие природоохранные организации, поэтому об их проблемах мы порой не знаем.
— Я так понимаю, что и жители Аксая в течение нескольких лет не могли добиться очистки сточных вод, которые прямиком из отстойников попадали в реку Темерник. Почему именно сейчас это все выявили?
— Да, мы не исключаем того, что это происходило в течение нескольких лет, а возможно и десятков лет. Но к нам информация о нарушении законодательства на территории Аксайского района не поступала. О том, что на территории района должным образом не происходит водоотведение, мы узнали из СМИ. И уже тогда начали проводить проверки.
— Получается, что люди годами молчали о своей проблеме? И решились сказать о ней только сейчас?
— Проблему все видели, обозначали отчасти, но в принципе все относились к этому привычно: мол, течет и течет. Хотя людей настораживали неприятный запах и потенциальная возможность подхватить инфекцию. И территорий, где люди ведут себя подобным образом, у нас достаточно. Замалчивая, они лишь вредят и себе, и будущим поколениям, и государству, и конечно, окружающей среде. Мы же физически не можем обойти каждый метр, проверить каждую непонятно откуда торчащую трубу. Это нереально. А местным жителям все известно, поэтому, конечно, нужно говорить о существующих проблемах.
— Вернемся к случаю в Аксае. Долго ли вам пришлось доказывать, что вода поступает в балку Жанкина с превышением установленных нормативов содержания вредных веществ?
— Больше полугода. Надо сказать, что сделана большая работа: Росприроднадзор провел исследование, отобрал пробы на выпуске, установил негативное воздействие на водный объект, запросил Донское бассейновое водное управление, которое подтвердило, что действительно сбрасывалась вода с превышением нормы содержания вредных веществ. Основной удар, как вы и сказали, пришелся на балку Жанкина, куда поступали первичные стоки из Аксайского городского поселения. Поняв, что действительно нарушен закон и стороны никак не могут уладить проблему сами, мы приняли наиболее эффективные меры — обязали ОАО «Аксайская ПМК РСВС» и администрацию Аксайского городского поселения очистить сточные воды через суд.
— Ответчики сразу согласились с решением суда? Разве сами они не видели, что творится в их родном районе?
— Вот здесь они повели себя довольно интересно. Сначала мы внесли представление о нарушении, с доводами которого администрация Аксайского городского поселения согласилась. Они признали, что осуществление водоотведения на территории муниципального образования — их обязанность. С этим же согласилось и ОАО «Аксайская ПМК РСВС». Но в силу ряда причин администрация ссылалась на отсутствие финансирования и на то, что данный вопрос отнесен к компетенции нескольких муниципальных образований.
— То есть администрация хотела отстраниться от работ по очистке?
— Я бы сказал, что она хотела самоустраниться, полагая, что город Аксай, откуда начинала свое движение неочищенная вода, — это Аксайское городское поселение, а место, где находится сам сброс, принадлежит Большелогскому сельскому поселению. Аксайское городское поселение объясняло, что не может построить очистные сооружения на территории, которая им не принадлежит. Однако они, видимо, забыли на тот момент, что в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» понятие «водоотведение» включает в себя забор от населения, дальнейшую транспортировку на очистные сооружения и сброс в водный объект. Если раньше эти понятия немного разграничивались, то теперь они закреплены от начала образования этих стоков до их очистки. Нарушение все признавали, но не видели путей решения. Это и побудило нас обратиться в Аксайский районный суд. Естественно, с решением суда стороны не согласились, обжаловали его в апелляционном порядке. Но апелляционный суд оставил его без изменений, и оно вступило в законную силу.

Дело говорит
Согласно материалам судебного дела, после прудов-отстойников п. Ковалевка Рассветовского сельского поселения недостаточно очищенные сточные воды сбрасывались в балку Жанкина и далее в балку Большая Камышеваха (бассейн реки Темерник). Кроме того, сюда же попадали и сточные воды п. Степного Рассветовского сельского поселения. Канализационный коллектор же проходит через три территории: Аксайского городского поселения, Большелогского и Рассветовского сельских поселений.
Проверка Росприроднадназора показала, что ухудшение качества природной воды произошло по нескольким показателям. К примеру, в воде балки Большая Камышеваха в 1,4 раза превышено присутствие нитрат-ионов, в 1,3 раза — фосфат-ионов, в 9,2 раза — аммоний-ионов, в 20 раз — синтетических поверхностно-активных веществ, и наконец, в 1,4 раза — железа. Исследованная проба сточной воды, поступающей в эту балку, совершенно не соответствовала требованиям санитарных норм и правил.
Но, как оказалось, дело было даже не в том, что ОАО «Аксайская ПМК РСВС» отказывалось проводить очистку, а в том, что просто-напросто на территории Аксайского городского поселения отсутствует специальное сооружение для очистки грязных вод. Очистные системы канализации, расположенные как раз в п. Ковалевка, были недостроены и, соответственно, непригодны.
«А почему мы? Пусть вон они делают!»
В отзыве на исковое заявление ОАО «Аксайская ПМК РСВС» и администрация Аксайского городского поселения попытались исключить себя из числа ответчиков. Первые — ввиду того, что очистные сооружения канализации в п. Ковалевка не являются их собственностью и на обслуживание им не передавались, несмотря на то что на территории поселения организация должна осуществлять водоотведение. Вторые посчитали, что очистные сооружения Аксая являлись на тот момент государственной (а не муниципальной) собственностью Ростовской области, а они к этому отношения не имеют.
Однако самое страшное заключается в том, что пока ответчики ищут концы и не знают, как провести отчистку хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, население находится под угрозой вспышки инфекционных заболеваний. Таких как холера, брюшной тиф, дизентерия, вирусный гепатит А и Е, туберкулез, гельминтоз и т. п. Странно, что, зная и осознавая риск последствий, оба ответчика пытались ускользнуть от решения суда. Неужели они не хотели уберечь хотя бы себя самих от подобных заболеваний? Зачем же испытывать судьбу и ждать, пока что-нибудь случится? Не надоело браться за дело только по факту происшедшего или пока кто-нибудь не обратится в суд? Вот тогда и деньги, и желание исправить промах в своей деятельности чудесным образом находятся…

«Не вы первый, не вы последний»
Подобная ситуация произошла и в г. Таганроге. Здесь посредством объектов ливневой канализации, не имеющей очистных сооружений, сточные воды сбрасывались в Таганрогский залив Азовского моря. Выброс такой воды создает угрозу загрязнения, истощения, деградации водного объекта. Ростовский межрайонный природоохранный прокурор через суд также обязал администрацию г. Таганрога обеспечить очистку сточных ливневых вод. Администрация, естественно, не сразу согласилась с решением суда. Но и апелляционным определением Ростовского областного суда решение оставлено без изменений.
Природоохранная прокуратура не действовала бы так эффективно, конечно, без обращения граждан о нарушении закона. Благодаря таким обращениям сегодня решается вопрос о балке Безымянной, где при большом количестве осадков вода поднимается и затапливает жилые дома. Прокуратура обязала администрацию г. Ростова-на-Дону взять этот объект на баланс.
Но, безусловно, не все дыры еще залатаны. Для того чтобы сегодня мы начали жить в более или менее чистой среде, нужно сообщать в соответствующие органы о любых нарушениях. Конечно, многие относятся к этому скептически, считая, что государственным ведомствам совершенно нет дела до их проблем. Но если молчать, терпеть и ждать, что когда-нибудь все само собой урегулируется, будет еще хуже. Так какую природу в наследство мы все-таки хотим передать будущим поколениям? Каким воздухом мы хотим дышать? В каких реках купаться? Пока мы не ответим на эти вопросы сами себе, чистоты не будет.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ