Люстрация церкви

23/10/2014 - 21:24
Читать u-f.ru на

Перемирие в рамках АТО на Донбассе не спасает Украину от гражданской войны. Жертвы агрессии теперь есть на территории всей страны, и это самые что ни на есть мирные жители. Верующие, молящиеся за мир, а также напутствующие их священнослужители — вот новые объекты нападений со стороны радикалов.

14 октября Украина праздновала День создания Украинской повстанческой армии. По Киеву и другим крупным городам прошли многотысячные марши под флагами «Правого сектора» и других националистических группировок. Молодчики в масках по майданной традиции скакали, выкрикивали оскорбительные речевки о «москалях».

Накануне этого «праздника» в Украине, преимущественно в западных и центральных регионах, появились листовки с призывом в День УПА «освободить» Украинскую церковь от «московских попов». Всеукраинский апологетический центр призвал власти оказать церкви помощь.

Религиозное рейдерство

«Украинизация» церкви проходила поэтапно. Сначала националисты распространяли листовки, в которых говорилось о том, что пожертвования в приходах Московского патриархата якобы идут на финансирование войны России против Украины. «Украинец! Каждая копейка, оставленная церкви Московского патриархата, — это пуля для украинского солдата! Украинка! Каждая свечка, поставленная в московской церкви, — это заживо спаленный твой муж, брат или жених!» — говорилось в одной из них. Затем радикалы стали проводить сельские «референдумы», на которых жители «решали», хотят они московскую церковь или киевскую. Только все это было лишь подготовкой: очень быстро радикалы взяли в руки лом и арматуру, закрыли лица масками, и «демократия» даже в такой уродливой форме отошла в небытие.

Всего в Украине пострадало около 60 приходов храмов, принадлежащих Московскому патриархату. И угрозы продолжаются.
— Это продолжение того разделения церкви, что появилось в начале девяностых годов, — рассказал в комментарии «МК на Дону» Роман Лункин, президент Гильдии экспертов по религии и праву. — Появилась Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), и, соответственно, осталась Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Отличия по существу между этими церквями найти довольно сложно: ни в вероучении, ни в богослужении их нет. Но есть некий политический акцент: Киевский патриархат считает себя церковью более национальной, украинской и независимой от Москвы. Это первая тенденция. В украинском обществе были сторонники как тех, так и других. Второй фактор — это сугубо политический, сиюминутный, для сегодняшнего дня.

Не по-христиански…

Действительно, попытка отказа от УПЦ МП возникла именно сейчас, когда украинские СМИ ежедневно твердят об агрессии России по отношению к Украине. В западных и центральных областях упорно насаждается мнение, что все русское синонимично террористическому, сепаратному, в любом случае априори враждебному. К слову, в украинской мове нет различий между понятиями «русский» и «российский». Поэтому неудивительно, что объектом нападения стало все то, что в своем названии имеет корень «рус» и упоминание о Москве. В том числе и церковь.

Роман Лункин уверен, что у России есть возможность повлиять на происходящее, несмотря на то, что действия развиваются на территории другого государства и в них принимают участие иностранные граждане. В первую очередь Москва должна проявить мудрость и не отвечать агрессией, не провоцировать дальнейшее разжигание конфликта, не давать повода для последующих обвинений. Именно так, говорит эксперт, сейчас и поступает Патриарх Кирилл.

По сути, церковный раскол стал еще одной «линией водораздела» в и без того разобщенном украинском обществе. Вместо исполнения объединительной функции церковь стала очередным объектом противоречий, а теперь и вооруженных конфликтов. Это необычная ситуация для жителей страны, исповедующих одну и ту же религию.

В новейшей истории последние случаи атак на православные святыни относятся к временам косовского конфликта, где подобные преступления совершали албанские радикалы. Так, 17 марта 2004 года весь интернет обошел видеоролик, где в режиме реального времени транслировалось сожжение сербской церкви. На самом деле таких случаев было несколько десятков. Но чтобы называющие себя православными люди нападали на православные же храмы — это нонсенс.

Закончится все это, конечно, когда-нибудь миром, философски отвечает Роман Лункин. Какой будет этот мир, на каких условиях — это, конечно, вопрос геополитики, а не религиоведения.

Единоверие Донбасса

Тем временем к единой церкви перешел Донбасс. Патриарх УПЦ КП Филарет сообщил, что власти Донецкой Народной Республики запретили все христианские церкви, кроме относящейся к Московскому патриархату.
Продолжается и посильное восстановление церквей, которые пострадали во время артобстрелов городов зоны АТО. Следы чудовищных преступлений еще долго будут на глазах у местных жителей: некоторые храмы с большими приходами разрушены до основания, а средства в первую очередь выделяются, разумеется, на ремонт объектов ЖКХ.
Так, в Горловской епархии принято решение восстановить богослужения рядом с разрушенным храмом в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в Кировском. Он остается единственным в городе, а от здания сохранились одни лишь части стен. Снаряд попал сюда в конце августа. Тогда три человека погибли, еще несколько человек получили тяжелые травмы. В числе раненых — второй священник храма протоиерей Сергий Пивень. Во время этого же обстрела снаряд попал и в больницу, где погибло двое людей, многие получили ранения.

Источник: "МК на Дону"

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ