Как нас в очередной раз и за наши же деньги

08/19/2014 - 12:26

Ровно год назад ростовский филиал ОАО «Ростелеком» отрапортовал об успешном завершении первого этапа создания регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (РС ЕГИСЗ). Заказчиком его выступил областной Минздрав. В ходе первого этапа специалисты «Ростелекома» организовали в 172 лечебно-профилактических учреждениях области сетевую инфраструктуру и подвели оптические каналы связи.

Казалось бы, теперь сфера здравоохранения Ростовской области должна начать жить по-новому. И в первую очередь в прошлое должна была уйти необходимость приходить к семи утра за талончиком на прием к врачу... Но эта традиция оказалось сильнее времени.
Федеральный портал «Электронного правительства» gosuslugi.ru, на который возлагались все надежды, провалил эту задачу полностью. А ведь Минкомсвязи заверяло нас, что с 2012 года портал «Электронное правительство» будет работать в полном объеме. Увы, не работает. Сегодня записаться к врачу через него, несмотря на наличие соответствующего раздела, нельзя никак. То есть совсем никак. Система попросту «не видит» лечебных учреждений ни в Ростове, ни в Ростовской области.

Техподдержка «Госуслуг» на вполне обоснованное возмущение отвечает вот так:
«Запись в необходимую Вам медицинскую организацию с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее — Портал) на текущий момент недоступна. В связи с вводом в эксплуатацию новой версии сервиса Министерства здравоохранения Российской Федерации «Ведение расписания приемов специалистов и электронной записи на прием к врачу» не всеми медицинскими организациями переданы расписания на Портал. По мере завершения передачи расписаний медицинскими организациями субъектов РФ будет полностью восстановлена запись через Портал для всех медицинских организаций и врачей.

Рекомендуем Вам обратиться в регистратуру медицинской организации для получения разъяснений по альтернативным способам записи».
Стеб администраторов Портала удался. Можно подумать, существуют альтернативные способы записаться на прием к врачу, кроме как с утра идти за талончиком в регистратуру. А если я хочу воспользоваться своим законным правом записаться на прием к врачу, который работает в другой поликлинике и на другом конце города? Все как-то печально с этим вопросом.
Обратившись в Министерство здравоохранения области с просьбой дать разъяснения, почему же дело обстоит так печально, редакция получила интересный ответ. Оказывается, система не работает потому, что сейчас «медицинскими организациями области проводятся конкурсные процедуры (заключаются договоры) на оказание услуги комплексного сервиса обеспечения функционирования медицинской организации в рамках регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в Ростовской области: обеспечение аппаратной части, программного обеспечения и выделенного канала передачи данных».

По-русски говоря, нет ни компьютеров, ни программного обеспечения, ни каналов связи. И в это можно было бы постараться поверить, если бы не одно «но».
На сайте Министерства здравоохранения РФ 25 декабря 2013 года была опубликована следующая информация: «В Минздраве России состоялось подписание государственных контрактов на 2014 год с поставщиками работ и услуг по созданию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». В опубликованной информации говорится, что Минздрав России совместно с регионами Российской Федерации реализовывал мероприятия по созданию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), в результате которых был запущен ряд сервисов для различных категорий пользователей. В частности, для пациентов был создан сервис «Запись на прием к врачу в электронном виде».

Нужны ли здесь какие-нибудь комментарии?

На коммерческом портале медицинских услуг Ростовской области, созданном ООО «Электронная медицина», ситуация ненамного лучше. Там можно попробовать записаться в тридцать шесть лечебных учреждений области. Именно попытаться, а не записаться, ибо большинство функций для электронной записи на прием к врачам просто отключены. Так, например, в Мясниковском районе утром 18 августа можно было записаться лишь на прием к педиатру, и все, другие специалисты, в том числе и участковые терапевты, были недоступны. Такие города, как Батайск, Азов или Таганрог, и вовсе оказались «выброшены с парохода современности». Между тем система областного здравоохранения, включает 220 лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе ОМС. Путем несложных вычислений получается, что признаки «хромой» электронной цивилизации, даже по официальной версии, присутствуют лишь в 16% лечебных учреждений Дона. Правда, присутствие это чисто формальное и не имеет ничего общего с практическим применением. Вместе с тем правительство Ростовской области 16 апреля этого года поручило министру здравоохранения области Татьяне Быковской обеспечить возможность электронной записи в 46 лечебных заведений. Такое поручение, на мой взгляд, звучит как издевательство над жителями области. Хочется спросить: «Где деньги, Зин?»

Почему у нас не как у них?

Чтобы разобраться в корнях описанной проблемы, начать лучше с самого начала. С «Концепции создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года». Сам документ написан и одобрен еще в 2010 году, и в нем можно найти весьма интересные цифры. Например, там говорится, что для автоматизации лечебно-диагностического процесса применяется лишь 20% компьютеров, которые находятся на балансе больниц. Примечательно и то, что в среднем на 10,6 работника муниципальных медицинских учреждений в нашей стране приходится один компьютер, а электронные медицинские карты или истории болезни есть лишь в 7,7% учреждений. Во всяком случае, так было в 2010 году.
Иными словами, компьютеры, закупленные государством для медицинских учреждений, в 2010 году фактически были исключены из лечебного процесса и использовались в основном для административных целей.
Далее авторы Концепции ссылаются на опыт и США, и Канады, и Европы, где такие системы работают уже несколько лет, и приходят к выводу, что, используя их опыт, мы легко сможем сделать то же самое и в самые сжатые сроки. Комментарии, как мне кажется, здесь также излишни.

О цене вопроса

Информации о внедрении проекта «Электронная записи на прием к врачу» в Ростовской области, на сайте правительства области не так уж и много. Что само по себе странно — обычно чиновники любят хвастаться подобными вещами. Даже тогда, когда особенно хвастаться нечем.
Впрочем, кое-что все же есть, и это «кое-что» — пояснительная записка к заседанию правительства области от 16 апреля 2014 года, на котором и говорили об итогах реализации мероприятий Областной долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011—2013 годы». И цифры, упомянутые в ней, действительно впечатляют.
На мероприятия по обмену телемедицинскими данными и систему электронного документооборота в 2011—2013 годах выделено 607 654 800 рублей. Сказано было и на что пошли эти деньги: «70% медицинских учреждений подключены к высокоскоростным каналам связи, обновлен компьютерный парк, созданы новые локально-вычислительные сети и осуществлена защита конфиденциальной информации».
Интересно, почему же мы ничего этого не ощутили?

О тех, кто смог

Согласно одному из сайтов, где пользователи могут оставлять свои отзывы о лечебных учреждениях, электронная запись к врачу в нашей стране нормально работает лишь в четырех регионах. Это Белгородская, Нижегородская, Самарская области и Ханты-Мансийский автономный округ. Как же вышло, что их жители вместо ругани в комментариях ставят «плюсики» родному Минздраву?
Ларчик, как, оказалось, открывался очень просто. Например, в Самаре, забыв про кривые «Госуслуги», по заказу Министерства здравоохранения создали действительно хороший и, самое главное, работающий сайт, который охватывает все без исключения районы области. Примерно такая же ситуация и в Белгороде, который, правда делит электронную регистратуру с некоторыми другими регионами.
В Ростове же, судя по всему, нас попросту в очередной раз надули за наши же собственные деньги. Ведь никакой электронной регистратуры по факту у нас попросту нет. Зато есть пояснительная записка о потраченных 600 миллионах.

Источник: 
автор: 
Юлия Вершинина
Раздел: 
Общество
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: