Кремлевская диета

12/08/2014 - 12:48
Читать u-f.ru на

Ответные санкции Российской Федерации дали шанс отечественным производителям

Аккуратные санкции, кремлевская диета — так в народе назвали меры, которые 7 августа Россия приняла в отношении стран, присоединившихся к антироссийским санкциям. Напомним, что с этого дня под запретом оказались поставки говядины, свинины, фруктов, птицы, сыров и молока из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. При этом глава государства Владимир Путин призвал учесть интересы как отечественных производителей, так и потребителей. Сможем ли мы преодолеть зависимость от импорта недружественных государств?

Страдания богемы

Мнения россиян о том, каковы будут последствия утраты импортного продовольствия, разделились. Столичная богема разразилась бурей негодования. «Гребешки, устрицы, мидии и королевские креветки — невосполнимая боль и утрата», — пишет продюсер Анастасия Чибисова в материале «Нелегкий голод» (журнал о моде GQ). «Погибну без лимонного йогурта Auchan. Он незаменим. Так и не ясно, запретят ли ввозить печенье Oreo», — сокрушается Оксана Смирнова, редактор сайта о моде gq.ru. Причиной страданий элиты стали также моцарелла буффало и буррата, тартар из шотландского лосося, миланская колбаса, хамон и соус божоле… Список продуктов с труднопроизносимыми названиями оказался довольно внушительным. Впрочем, большинство россиян, для которых элитные продукты и в прежние времена были недоступны, с некоторым злорадством отреагировали на страдания богемы. Вот какие комментарии оставили интернет-пользователи: «Как же я рад, что они загнутся наконец либо от голода, либо от душевных терзаний», «Пусть лучше уедет к своим возлюбленным мидиям: нам на облегчение, а им на огорчение», «Глядя на страдания тех, кто уже сейчас заранее похоронил себя вместе с сырами, начинаю подозревать, что вот такая сладкая жизнь — в Москве, но с хамоном, грюйером и прочими ласкающими ухо названиями создавали у страждущих иллюзию, будто они живут в Европе. А теперь придется кушать картошку и гречку, как всякая голытьба, а по сравнению с этим изгнание из рая было досадной мелочью». Оставив классовые разногласия, все же стоит задуматься: какие последствия будет иметь для нас потеря значительной части импорта?

Шанс для АПК

Часть экспертов полагает, что решение президента РФ о запрете на ввоз продуктов из стран, введших санкции, самым негативным образом отразится на отечественном потребительском рынке и жизни граждан в целом. Об этом, в частности, говорится в заявлении Общества по защите прав потребителей РФ (ОЗПП). «На сегодняшний день доля импортных продуктов питания составляет примерно 50% от общего ассортимента продуктовых полок. Причем сами ритейлоры, а вслед за ними Минпромторг и Госкомстат приводят не совсем достоверные данные об объеме импортного продовольствия, указывая его долю в 20—30%, так как учитывают не только собственно отечественных производителей, но и фасовщиков импортного сырья», — отмечают в ОЗПП. По оценке специалистов ОЗПП, отечественный производитель заместить импорт не в состоянии.
Впрочем, оптимистично настроенная часть общества уверена в том, что изгнание заморских товаров высвободит прилавки для продукции отечественных производителей, и те наконец-то получат возможность беспрепятственно ее реализовывать. С такими заявлениями выступили видные политики, экономисты и общественные деятели. «В случае если бы Россия начала серьезную и систематическую политику ограничения продовольственного импорта из стран Запада, то можно было бы ожидать настоящего продовольственного Ренессанса в России. У нас есть все предпосылки для формирования полностью самообеспечивающегося аграрного сектора», — пишет публицист Егор Холмогоров (izvestia.ru).

Такую убежденность подкрепляют и заявления первых лиц страны. Выступая в Госдуме с ежегодным отчетом о работе правительства, Дмитрий Медведев так описал коррективы, которые правительство намерено внести в экономический курс: «Создать новую основу национальной экономики, которая будет базироваться на собственном производстве». Особые надежды теперь возлагают на традиционную житницу страны — юг России. И главы регионов уже подтвердили готовность обеспечить страну продовольствием. Так, 7 августа губернатор Кубани Александр Ткачев в своем микроблоге в «Твиттере» написал: «Кубанские аграрии получили мощный стимул, чтобы использовать весь свой потенциал. У нашего АПК сейчас отличный шанс усилиться». Донской губернатор Василий Голубев еще накануне введения продовольственного эмбарго заявил, что недостатка продовольствия Дон не испытывает и в случае необходимости обеспечит и другие регионы. Он рассказал, что по объемам производства яиц область занимает 1-е место в ЮФО, а по производству мяса и молока — 2-е. В ближайшей перспективе планируется увеличить производственные мощности. Уже сейчас донской Минсельхозпрод работает с предложениями по стимулированию развития молочного животноводства. Получит развитие на Дону и производство мяса птицы. По словам главы региона, в этом году ожидается рекордный урожай ранних зерновых. Уже собрано 8,1 млн тонн зерна. «В этом году мы можем собрать более 8,5 млн тонн зерна. За последние 25 лет такого урожая мы не видели», — подчеркнул Василий Голубев. С 2011 года в регионе идет работа по созданию кластера глубокой переработки зерна. Почти готов к запуску и новый комбинат переработки кукурузы. «Процессы эти сегодня идут. Но создание перерабатывающих предприятий должно вестись параллельно с наращиванием сырьевой базы, а значит и развитием сельского хозяйства», — отметил Василий Голубев на седьмом заседании Законодательного Собрания Ростовской области. Донские аграрии сегодня готовы встать на защиту продовольственной безопасности страны. Однако в отрасли есть немало проблем, которые тормозят развитие сельского хозяйства.

Проблемы аграриев

Несмотря на хороший урожай и благоприятную ситуацию на рынках сбыта, многие сельхозпредприятия испытывают сложности с реализацией продукции. Перекупщики вынуждают хозяйства реализовывать продукцию по ценам ниже себестоимости. Так, уже знакомый нашим читателям по публикациям в «МК на Дону» фермер Анатолий Шипилов из Каменского района Ростовской области сейчас сдает озимую пшеницу, чтобы помочь наиболее нуждающимся бывшим работникам обанкроченной птицефабрики «Оптифуд». По его словам, перекупщики сбивают цену на зерно до 3—4 рублей за килограмм. В то же время центр «СовЭкон», занимающийся анализом аграрных рынков, сообщает, что в августе средние рыночные цены в Европейской части России на продовольственную пшеницу 3—4-го класса составляют 6,8 и 6,6 рубля соответственно. Торговаться с перекупщиками у сельхозпроизводителей возможности нет, сдавать продукцию по ценам ниже себестоимости хозяйства вынуждает острая нехватка оборотных средств. «Уже сейчас надо закупать удобрения, так как сев мы планируем начать 25 августа. К тому же надо выплачивать кредит за новый комбайн, покупать солярку. Она сейчас дорогая. В зависимости от качества - 2—3 рубля за литр», — говорит Анатолий Шипилов. По словам фермера, попытки создать в районе сельскохозяйственные сбытовые кооперативы были безуспешны, потому как постоянно возникали разногласия между их участниками.
Что касается господдержки, Анатолий Шипилов отмечает, что большинство мелких хозяйств не обращается за субсидиями, так как полученная выгода не оправдывает силы и время, потраченные на сбор необходимых справок. К тому же далеко не всем удается вовремя их собрать. «Сельхозуправление сообщает о приеме документов за 3—4 дня, а на то, чтобы собрать все справки, уходит до 5 дней», — поясняет он. Еще одним обстоятельством, которое очень часто лишает фермеров государственной поддержки, является наличие долгов. Одним из критериев получения субсидии является полное отсутствие текущей задолженности по налогам и арендной плате за используемую землю. С учетом того, что многие хозяйства закредитованы, это условие остается для них невыполнимым. Отсутствие свободных средств препятствует и агрострахованию. «Чтобы застраховать урожай, необходимо около 100 тысяч рублей. А где их взять?» — сетует Шипилов. К тому же многие фермеры уже столкнулись с тем, что получить компенсацию в случае потери урожая не так-то просто.

Аналогичные трудности испытывают и овощеводы. Так, Анатолий Махмутов, фермер из Тацинского района, полагает, что помочь развитию сельского хозяйства могла бы возможность получения длинных кредитов — до 5 лет, чтобы у производителей был шанс подняться. По его мнению, не мешало бы увеличить и господдержку, потому как сейчас субсидия позволяет приобрести 5 литров дизтоплива (то есть полведра) в год на 1 гектар земли. Необходимо также решать проблему с закупками. По его словам, весной невозможность сторговаться привела к тому, что урожай ранней капусты так и остался в поле, сейчас такая же ситуация складывается с картофелем. «Перекупщики готовы брать у нас картофель по 7-8 рублей за килограмм, в то время как себестоимость производства составляет 9-10 рублей. Помидоры мы продаем по 10-20 рублей за килограмм, а перекупщики говорят: давай по 7 рублей», — отмечает Анатолий Алексеевич. Семена фермер закупает у отечественных производителей, привозит их из Тулы. На то, чтобы вырастить один помидор, затраты составляют 4 рубля. Кроме того, на 360 гектарах полей используется капельное орошение, и каждый год в замене нуждается 220 км шлангов для полива. Таким образом, прямые затраты оказываются выше полученной прибыли.
Самим же заниматься реализацией продукции у фермеров нет ни времени, ни возможности, ведь тогда некому будет работать в поле. Вот и приходится сдавать овощи по низким ценам, мало того — самим доставлять их на базы, перекупщики даже не тратятся на транспортировку. Анатолий Махмутов рассказывает, что неоднократно пытался выиграть тендер на поставку овощей в социальные учреждения Милютинского, Морозовского и Тацинского районов — больницы, детские дома, школы. Однако и тут все оказалось не так просто. Только за участие в конкурсе приходилось платить до 8 тысяч рублей, но неизменным победителем тендера почему-то оказывался производитель из Волгоградской области.

Многие фермеры с сожалением говорят о том, что государство устранилось от контроля в сфере закупок сельхозпродукции. Иван Королев с 1996 года возглавляет ЗАО «Каменное», это одно из немногих хозяйств, выживших в Милютинском районе. Ежегодно здесь собирают хорошие урожаи зерна — по 32 центнера с гектара. Однако Иван Николаевич также говорит о проблемах с занижением стоимости продукции.
Руководитель «Гражданского комитета» Ростовской области Николай Маликов не раз приходил на помощь хозяйствам, доведенным до банкротства. Он отмечает, что у крестьян сегодня две беды: хороший урожай и плохой урожай. И в том и в другом случае рассчитывать на хорошую прибыль не приходится. По его мнению, необходимы стабильные закупки по гарантированным и выгодным для сельхозпроизводителей ценам. По оценке Николая Маликова, механизмы защиты фермерства в данный момент развиты слабо. «Участие государства необходимо и на этапе сбыта. Если фермер добросовестно работает, нельзя допускать, чтобы его семья голодала. Чиновники должны не заниматься бумажной волокитой, а оказывать реальную помощь», — считает он. По его словам, раньше в каждом районе было по 30 колхозов и совхозов, и все они были рентабельны. Пришедшие им на смену агрохолдинги далеко не всегда оправдывают надежды селян. Результат — многомиллионные задолженности перед работниками. Кроме того, многие агрохолдинги безжалостно обращаются с землей. Владимир Александрович Першин — ветеран труда, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и многими медалями за успехи в развитии сельского хозяйства, - называет происходящее реализацией плана «Барбаросса» по захвату земель. По его словам, гербицидами уничтожается плодородный слой почвы, не соблюдаются севообороты, бездумно высаживается подсолнечник, после которого в землю нельзя ничего сажать в течение трех лет. Плачевным остается и состояние сенокосов и пастбищ. В результате этого — отсутствие кормовой базы и уничтожение животноводства в районе.

Перспектива ясна

Несмотря на все трудности, надежда на возрождение сельского хозяйства есть. Правительство взяло курс на импортозамещение, и глава региона четко дал понять, что будет уделять большое внимание развитию отрасли и поддержке села. «Ростовская область — регион-лидер. Это наша цель. И в достижении этой цели есть конкретные и очевидные результаты», — отметил он на седьмом заседании Законодательного Собрания Ростовской области.
Так, за последние три года в развитие оросительных систем вложены значительные средства из областного и федерального бюджетов — более 156 млн рублей. Восстановлено свыше 6,5 тысячи гектаров орошаемых площадей. Не осталась без решения и проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса. С нового учебного года по поручению губернатора разные институты главного аграрного вуза Ростовской области будут готовить кадры совместно с сельхозпредприятиями. В марте под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева состоялось совещание по развитию сельхозмашиностроения, где регион выступил с инициативой создать общероссийский кластер сельхозмашиностроения и определить базовым регионом Ростовскую область. Губернатор отметил, что федеральный центр активно откликнулся на это предложение.
Уделяется внимание и созданию комфортных условий для жизни в сельской местности. Область активно поддерживает развитие животноводства в малых формах хозяйствования. За два года предоставлены 276 млн рублей грантов для создания 20 семейных животноводческих ферм и поддержки 93 начинающих фермеров. Так, одним из тех, кому удалось получить губернаторский грант, стал Владимир Забродин из Верхнеобливского сельского поселения Тацинского района. Грант в 1 млн 390 тысяч рублей стал хорошим подспорьем, и хозяйство уже готово к запуску. Владимир намерен разводить овец, крупный рогатый скот, а также выращивать зерно. Он не сомневается, что бизнес-план, который он представил конкурсной комиссии, позволит сделать бизнес рентабельным, а «МК на Дону» непременно расскажет об успехах начинающего фермера.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ