Юрий Баранов: «Многомиллионная задолженность в сфере ЖКХ возникла из-за преступных и халатных действий должностных лиц организаций коммунального комплекса и муниципалитетов»

15/07/2014 - 13:24
Читать u-f.ru на

Уважаемые читатели, мы продолжаем серию интервью с прокурором Ростовской области Ю. А. Барановым. На это раз наша беседа была посвящена ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проблемам переселения из аварийных многоквартирных домов, защите прав предпринимателей, противодействию незаконному игорному бизнесу и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

— Юрий Алексеевич, безусловно, каждого нашего читателя интересует тема ЖКХ, тарифов и деятельности коммунальный служб. Мы ежемесячно получаем по почте квитанции на оплату и с удивлением обнаруживаем там откровенно «космические» суммы, происхождение которых нам никто не может объяснить. Расскажите, пожалуйста, какие меры принимают органы прокуратуры, чтобы система ЖКХ действительно была направлена в правовое русло?

— Действительно, непростая ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из самых острых социальных и экономических проблем современной России, и Ростовская область не является исключением. Изношенные инженерные фонды и коммуникации, необходимость их капитального ремонта, неэффективность управления в сфере ЖКХ вызывают обоснованное недовольство и негатив со стороны граждан по отношению ко всем уровням исполнительной власти и к хозяйствующим субъектам.
Мы понимаем, что годами копившиеся проблемы невозможно решить одномоментно, кавалерийским наскоком, поэтому в прокуратуре области проблема ЖКХ системно изучается, при этом в каждом конкретном случае отдельно вырабатывается свой алгоритм принятия решений, связанных с прокурорским реагированием. Принимаемые нами меры позволяют избегать деструктивных последствий как для системы ЖКХ области в целом, так и для потребителей ее услуг — жителей области. В каждом случае дается объективная оценка работе не только хозяйствующих субъектов, но и органов исполнительной власти, на которые возложены полномочия по контролю и надзору в данной сфере правоотношений.
В результате исковой деятельности прокуроров удалось в значительной степени форсировать реконструкцию и ремонт инженерных систем и общедомового имущества сотен многоквартирных домов, обязать муниципалитеты принять в муниципальную собственность бесхозные инженерные коммуникации тепло-, водо-, газо- и электроснабжения. Посредством неоднократного принятия мер реагирования (внесения представлений, возбуждения административных производств) по фактам прорывов и непоставки воды населению удалось добиться обновления подводного водовода к шахтерскому г. Зверево, в котором до 2014 г. жители нередко на протяжении недели оставались без водоснабжения, оплачивая при этом непоставленную услугу. Принят ряд мер, направленных на обеспечение населения качественными бесперебойными коммунальными услугами, пресечены случаи их незаконного ограничения.
Особое внимание было уделено вопросам законности тарифообразования в Ростовской области. К примеру, при проверке утвержденных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Тепловодоканал» Обливского района выяснилось, что Региональная служба по тарифам Ростовской области в нарушение законодательства о водоснабжении включила в них завышенные затраты на заработную плату работникам предприятия. По результатам рассмотрения актов реагирования прокуратуры области ранее установленный тариф на водоснабжение снижен на 3 руб. за 1 куб. м питьевой воды.
По протесту прокуратуры из тарифа ОАО «ПО Водоканал г. Ростова-на-Дону» на 2013 г. исключены необоснованные затраты. На 2014 г. цена на водоснабжение и водоотведение для жителей г. Ростова-на-Дону, Батайска и Аксая вопреки тенденции не только не увеличена, но и снижена.
В настоящее время в органе тарифного регулирования находится на рассмотрении представление прокуратуры области об исключении из тарифов ОАО «ПО Водоканал г. Ростова-на-Дону» необоснованных затрат в сумме порядка 90 миллионов рублей.
Тарифный орган и его руководитель по инициативе прокуратуры области неоднократно привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ («Нарушение порядка ценообразования»), виновные сотрудники, допускавшие неисполнение закона, понесли дисциплинарную и материальную ответственность.
Всего при пересмотре тарифов и перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги, оказываемые как организациями, обслуживающими жилищный фонд, так и ресурсоснабжающими компаниями, миллионам собственников и нанимателей жилых помещений фактически выполнен перерасчет незаконно начисленной платы.
Именно поэтому в июне текущего года мною проведена расширенная коллегия прокуратуры области, посвященная вопросам тарифообразования, соблюдению прав физических и юридических лиц при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения. В ее работе приняли участие заместитель губернатора Ростовской области, руководитель Региональной службы по тарифам Ростовской области, руководители органов правоохраны и все горрайпрокуроры. По ее итогам выработан комплекс мер и определены надзорные мероприятия, направленные на предотвращение нарушений прав граждан и хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ.
Помимо этого прокурорскими проверками вскрыты факты преступных и халатных действий как должностных лиц организаций коммунального комплекса, так и муниципалитетов, повлекшие образование многомиллионной задолженности отдельных организаций перед гарантирующими поставщиками соответствующих ресурсов, а также ненадлежащее выполнение ремонтных работ систем инженерной инфраструктуры, многоквартирных домов. Следственными органами по материалам таких проверок возбужден ряд уголовных дел по мошенничеству, присвоению и растрате, злоупотреблению полномочиями, преднамеренному банкротству и халатности должностных лиц.
К примеру, проверкой выявлен факт покупки муниципальным унитарным предприятием «Управление Водоканал» г. Таганрога у контрагента права требования 24 млн руб. у предприятия-банкрота (МУП «ЖЭУ»). Однако стоимость требования была существенно ниже уплаченной за него суммы и составила всего 6 млн руб. Такие деяния руководителя унитарного предприятия нанесли существенный ущерб муниципалитету и фактически привели к неспособности осуществлять дальнейшую финансово-хозяйственную деятельность социально значимого объекта.
В настоящее время материалы прокурорской проверки направлены в следственные органы для рассмотрения вопроса об уголовном преследовании бывшего директора МУП «Управление Водоканал» по признакам преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»).
Еще одно неблагополучное предприятие данного города — это МУП «Таганрогэнерго», которое накопило долгов за потребленный газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» на сумму около 100 млн руб., что повлекло отключение его подачи котельным, которые обогревали 17 многоквартирных домов и 3 детских сада города. Сотни граждан остались без тепла и горячей воды.
Решением Таганрогского городского суда от 16.06.2014 по иску городского прокурора действия газоснабжающей организации признаны незаконными, судом приняты обеспечительные меры в виде обязания ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» возобновить поставку газа в котельные.
Прокурорами повсеместно установлены нарушения в деятельности управляющих компаний, товариществ собственников жилья, допущенные ими при распоряжении без согласия всех собственников помещений общим имуществом многоквартирного дома (предоставление мест под рекламные конструкции и размещение оборудования интернет-провайдерами), содержании мест общего пользования, предоставлении качественных коммунальных услуг. В целях устранения выявленных нарушений приняты меры реагирования.
Длительное игнорирование проблем отрасли, неисполнение возложенных законом обязанностей чиновниками Государственной жилищной инспекции также получило должную прокурорскую оценку. Вскрыты факты незаконного амнистирования от административной ответственности виновных лиц, нарушения прав при рассмотрении обращений более 300 граждан, выявлено ненадлежащее проведение контрольных функций по проверке хозяйствующих субъектов. По всем нарушениям приняты меры реагирования, виновные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан) и ст. 19.6.1 КоАП РФ (несоблюдение законодательства о государственном контроле).

— Юрий Алексеевич, не менее актуальная и, безусловно, волнующая многих тема — это аварийное и ветхое жилье. Что вы могли бы сказать по поводу решения этой проблемы?

— Действительно, проблема стоит очень остро. В Ростовской области ожидают переселения из аварийных многоквартирных домов свыше 6 тыс. человек. Правительство области взяло на себя обязательство к сентябрю 2017 г. переселить всех граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми по состоянию на 01.01.2012.
Надзор за соблюдением прав граждан при переселении из аварийного жилья осуществляется прокуратурой области на системной основе.
По результатам прокурорских проверок принимаются необходимые меры реагирования по устранению нарушений закона при реализации региональных и муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилья как органами местного самоуправления, так и органами исполнительной власти.

Выявлены и пресечены преступные деяния должностных лиц органов местного самоуправления при переселении граждан из аварийного жилья.
К примеру, прокуратурой области 06.06.2014 утверждено обвинительное заключение по результатам расследования уголовного дела, возбужденного по материалам проверки, проведенной прокуратурой г. Гуково, в отношении заместителя главы администрации г. Гуково Силантьева О. А. по ч. 1 ст. 292 УК РФ («Служебный подлог»). Достоверно зная, что предназначенный для переселения из аварийного жилья многоквартирный дом № 15 на ул. Саратовской в г. Гуково не построен, заместитель главы 07.05.2013 в нарушение требований ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации подписал застройщику разрешение на ввод его в эксплуатацию. Уголовное дело 09.06.2014 направлено для рассмотрения в Гуковский городской суд.
Другой пример. Белокалитвинской городской прокуратурой выявлен факт незаконного предоставления директором муниципального учреждения (МУ «Стройзаказчик») жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилья, 2 сотрудникам учреждения, которые в этом не нуждались.
При этом по материалу проверки, направленному городским прокурором в порядке ст. 37 УПК РФ, следственным отделом в отношении директора учреждения возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение служебных полномочий»). Уголовное дело расследовано и направлено в суд с обвинительным заключением, по которому вынесен обвинительный приговор.
Практика надзора показывает, что желаемого эффекта прокуроры достигают при предъявлении в суд требований об обязании органов местного самоуправления предоставить гражданам благоустроенные жилые помещения. При наличии судебного решения включается механизм его принудительного исполнения.
К примеру, в Новочеркасске аварийными и подлежащими сносу признано 7 многоквартирных домов (31 квартира). В 2012 г. администрация города к приобретению жилья мер не приняла и вернула предоставленные ей средства в областной бюджет. В связи с этим прокурор города предъявил иски в интересах практически всех граждан, проживающих по договорам социального найма (20), которые рассмотрены и удовлетворены. Во исполнение решений судов 7 семьям предоставлены жилые помещения, по остальным семьям заключены договоры о долевом участии в строительстве многоквартирных домов, в которых уже в этом году гражданам будут предоставлены квартиры.
Особо остро вопрос переселения из аварийного жилья стоит в городе Ростове-на-Дону. За последние полтора года прокурорами заявлено свыше 100 исков об обязании администрации предоставить гражданам другое жилье. И, надо признаться, нам удалось добиться определенных результатов.
К примеру, по иску прокурора Железнодорожного района Ростова-на-Дону семье Шестаковых, проживающей в муниципальной квартире, признанной аварийной еще в 2009-м, в этом году предоставлено новое жилье.
В марте 2014-го прокурором Кировского района в суд предъявлен иск в интересах Дудченко Ю. В., который более 9 лет проживал в аварийном доме № 129 на ул. Социалистической. Требования прокурора администрация города исполнила добровольно в ходе рассмотрения дела в суде.

— Юрий Алексеевич, в последнее время руководством страны все большее внимание уделяется защите прав предпринимателей, не так давно появился институт уполномоченных по защите их прав. Расскажите, какую работу проводит прокуратура в этом вопросе?

— В свете решаемых нами задач деятельность по обеспечению соблюдения прав субъектов предпринимательства продолжает оставаться в центре внимания органов прокуратуры области.
Нами налажен постоянный обмен информацией в этой сфере с уполномоченным по защите прав предпринимателей в регионе, общественными объединениями представителей бизнес-сообщества, в том числе в рамках Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре области.
Нельзя не отметить и рост количества обращений хозяйствующих субъектов к прокурорам за защитой нарушенных прав. К примеру, в Ростовской области таких обращений в 2013 году поступило почти на 35% больше, чем в предыдущем, и тенденция к росту их числа сохранилась в текущем году, что свидетельствует о повышении доверия представителей бизнеса к деятельности органов прокуратуры.
Именно на основании анализа обращений хозяйствующих субъектов о проблемах, возникающих при осуществлении ими предпринимательской деятельности, обсуждавшихся на заседаниях Общественного совета, нами запланирован и проведен целый ряд проверок, позволивших не только восстановить права конкретных предпринимателей, но и устранить ряд системных нарушений и административных барьеров, мешавших развитию бизнеса.
К примеру, в Ростове-на-Дону обязанность получения технических условий у ресурсоснабжающих организаций при подготовке градостроительных планов земельных участков неправомерно возлагалась на застройщика, а не на муниципалитет, что послужило основанием для принятия прокурором соответствующих мер реагирования.
Прокурорами Мясниковского, Егорлыкского, Чертковского и ряда других районов пресечена практика субъектов естественных монополий (как правило, газоснабжающих организаций) по взиманию платы за услуги, подлежащие оказанию бесплатно, а также навязыванию предпринимателям дополнительных платных услуг.
Представители бизнеса продолжают сообщать о незаконном проведении проверок со стороны контролирующих органов. Подобные факты установлены в Государственной жилищной инспекции, Департаменте лесного хозяйства, Комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов, Управлении ветеринарии, Министерстве культуры Ростовской области, а также в региональных управлениях Роспотребнадзора, МЧС России и Роскомнадзора по Ростовской области. По инициативе прокурора виновные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.
В ряде случаев прокурорам удалось выявить незаконно назначенные проверки до начала их проведения и предостеречь сотрудников контролирующих органов о недопустимости нарушения закона, предотвратив тем самым нарушение прав предпринимателей.
Дает результаты и текущая работа по формированию ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также согласованию внеплановых выездных проверок: в 2014 году из планов проверок исключено более 20% планировавшихся контрольно-надзорных мероприятий, а каждая вторая внеплановая проверка субъектов предпринимательства по итогам рассмотрения соответствующих заявлений органов контроля (надзора) не согласована.
Данное направление работы для нас является приоритетным, поэтому останавливаться на достигнутом мы, естественно, не намерены.

— Юрий Алексеевич, несколько слов о защите прав подрастающего поколения. С какими проблемами и вопросами вы сталкиваетесь при организации надзорной деятельности?

- Действительно, эта тема для нас крайне актуальная, так как речь идет о нашем с вами будущем. В первую очередь работа органов власти и соответствующих подразделений правоохранительных органов Ростовской области ориентирована на поддержку семьи, материнства, детства, формирование комфортной и доброжелательной для жизни детей среды.
В области принята и действует Региональная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы, утвержденная Постановлением правительства Ростовской области еще в 2012 году, основными направлениями которой являются проведение семейной политики детствосбережения; обеспечение доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей; предоставление равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.
Мы очень внимательно отслеживаем тенденции, имеющие свое развитие в подростковой среде. Так, увеличение в 2013 году основных показателей преступности несовершеннолетних на территории области послужило поводом для планирования и проведения прокуратурой области проверки исполнения органами и учреждениями системы профилактики законодательства, регламентирующего предупреждение преступлений и правонарушений несовершеннолетних, и как ее итог — проведение координационного совещания руководителей правоохранительных органов области по данному вопросу.

В результате принятых мер координационного характера всеми правоохранительными органами и службами системы профилактики приняты дополнительные меры, направленные на предупреждение совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений, обеспечение прав детей, в отношении которых совершены противоправные действия.
В текущем году отмечается снижение основных показателей детской и подростковой преступности на территории области. Так, за истекший период 2014 года 352 несовершеннолетними совершено 529 преступлений (снижение на 25,6%). На 25,4% уменьшилось количество преступлений, совершенных детьми в группе. Удельный вес преступности несовершеннолетних снизился и составил 5,1% (аналогичный период 2013 года — 6,5 %).
Приняты меры по недопущению насилия в отношении детей. В частности, в области налажено взаимодействие между органами и учреждениями системы профилактики по выявлению, реабилитации и сопровождению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, пострадавших от жестокого обращения и насильственных действий. Проводятся рейды по выявлению несовершеннолетних, находящихся в общественных местах без сопровождения законных представителей в ночное время, пресечению фактов продажи несовершеннолетним спиртных напитков.
Принятыми мерами удалось на 18,4% снизить число преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Так, если за 5 месяцев 2013 года в отношении детей и подростков совершено 468 преступлений, то за 5 месяцев 2014 года — 382.
В то же время криминальная хроника продолжает шокировать фактами насилия и жестокости по отношению к детям, подвергающимся преступным посягательствам со стороны собственных родителей, родственников, ровесников, незнакомых людей.
В текущем году от насильственных преступлений пострадали 196 детей, из них почти половина являлись малолетними.
Установлено, что во многом причинами трагических ситуаций с детьми является отсутствие родительского контроля. Родители либо лица, их замещающие, не всегда контролируют поведение и досуг своих детей, вследствие чего не могут обеспечить их своевременную защиту и оказать необходимую помощь.
Так, в январе 2014 года в Песчанокопском районе провалились под лед и утонули двое малолетних детей. Дети без присмотра взрослых проводили время у воды, где и произошла трагедия.
Прокурорские проверки показали, что ситуации, при которых из-за отсутствия должного внимания и контроля со стороны родителей дети подвергаются опасности, неединичны в области. Особую тревогу вызывают факты попыток и совершения несовершеннолетними суицидов. По всем фактам детских смертей прокуратурой организуются проверки и мероприятия, направленные на выяснение причин и условий происшедшего, в том числе роли родителей и органов системы профилактики.
Необходимо также отметить негативное влияние на детей сети интернет. Прокуратурой области в рамках проводимых проверок выявлялись свободные для посещения интернет-сайты, на которых описывались способы самоубийства. Тогда по искам прокуроров были вынесены и уже исполнены судебные решения об обязании интернет-провайдеров ограничить доступ к таким сайтам. Но нет никакой гарантии того, что другие ресурсы подобной или иной запрещенной тематики недоступны нашим детям сегодня. Эту работу соответствующим службам необходимо продолжать на постоянной основе.

При этом если у прокуратуры области и контролирующих органов имеются возможности по обеспечению информационной безопасности детей в компьютерных классах образовательных организаций, то защитить несовершеннолетних от негативных факторов воздействия интернета в доме могут только родители. На это обращается отдельное внимание при проведении профилактической работы с семьями.
Любые негативные проявления в отношении детей мудрее профилактировать, нежели потом исправлять их последствия. Поэтому сегодня в области принимаются все меры к созданию и четкому функционированию системы раннего выявления причин и условий, создающих угрозу жизни и здоровью детей, предупреждению совершения ими правонарушений и преступлений.

— В заключение, хотелось бы услышать от вас несколько слов по еще одной злободневной теме — о противодействии незаконному игорному бизнесу. Какие меры принимает прокуратура в борьбе с этим злом?

— Здесь необходимо отметить, что, несмотря на действующий более шести лет запрет на осуществление игорной деятельности вне игорных зон, ее высокая доходность стимулирует изобретательность недобросовестных лиц, пытающихся всеми способами мимикрировать под законных предпринимателей либо попросту игнорирующих требования действующего законодательства и придумывающих новые способы конспирации незаконной деятельности, ускользания от внимания правоохранительных органов.
Всего с начала действия указанного запрета в области прекращена деятельность более 1500 игорных заведений. Только по итогам 5 месяцев этого года пресечена деятельность 170 объектов, при этом треть из них — силами органов прокуратуры.
Совместно с сотрудниками органов внутренних дел в этом году изъято 692 единицы игрового оборудования. К административной ответственности привлечено 92 юридических и физических лица на общую сумму свыше полумиллиона рублей, в суды направлено 26 исковых заявлений, большинство из которых на сегодняшний день рассмотрены и удовлетворены.
Непосредственно аппаратом прокуратуры области с привлечением сотрудников полиции и специалистов налоговой службы проведена проверка исполнения законодательства в сфере государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, 74/68, где осуществляло деятельность ООО «Стар Бет» — оператор букмекерской конторы «Бинго-Бум».
В ходе проверки установлено, что этот пункт приема ставок расположен на 1-м этаже 16-этажного многоквартирного жилого дома, в то время как, согласно действующему законодательству, букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок не могут располагаться в объектах жилищного фонда, а также на одном с ними земельном участке.
В ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» указано, что данные ограничения установлены в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Однако организацией указанные ограничения были проигнорированы, пункт приема ставок расположен буквально в шаговой доступности для жителей этого дома.
По данному факту прокуратурой области возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ («Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией»), по результатам рассмотрения которого, решением суда ООО «Стар Бет» назначен штраф в 300 тысяч рублей.
В результате принятых мер букмекерская контора «Бинго-Бум» прекратила свою деятельность в жилом доме по вышеуказанному адресу. По факту некачественных проверок, проведенных по данному адресу сотрудниками налоговой службы, начальнику областного Управления внесено представление, которое рассмотрено, приняты меры по недопущению выявленных нарушений впредь.
Эффективная работа на данном направлении была бы невозможной без активного взаимодействия с населением. В первом квартале текущего года проведена телефонная горячая линия по вопросам соблюдения запрета на осуществление незаконной деятельности под видом проведения лотереи, функционирования подпольных залов игровых автоматов и покерных клубов.
Помимо сведений, сообщенных гражданами в ходе горячей линии, изучены форумы популярных интернет-изданий, продублировавших информацию о ее проведении, где также сообщалось о месторасположении игорных заведений.
По результатам проверочных мероприятий пресечена незаконная деятельность по 9 адресам в г. Ростове-на-Дону. Изъято 24 единицы оборудования, организаторы привлечены к административной ответственности.
В Ростовской области возбуждены и расследуются 3 уголовных дела по ст. 171.2 УК РФ («Организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи). Сумма незаконно извлеченной прибыли составила более 7 млн руб. Кроме того, в отношении лиц, легализовавших 1,5 млн. руб. дохода от незаконной игорной деятельности, также возбуждено уголовное дело по п. ч. 2 ст. 174.1 УК РФ. Ход расследования по данным уголовным делам находится на контроле в прокуратуре области.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ