Генерал Казанцев: «Пока я не увижу личность, я не поверю ни в какие лозунги»

10/03/2014 - 17:48
Читать u-f.ru на

О Викторе Германовиче КАЗАНЦЕВЕ сегодня опять говорят на юге России. Первому полпреду Южного федерального округа не удается полностью отойти от политики и углубиться в научную и преподавательскую деятельность. Его жесткие оценки и комментарии охотно публикуют СМИ, его знание Кавказа не теряет своей актуальности, активная жизненная позиция продолжает притягивать к себе людей. День своего рождения Герой России отмечал в Краснодаре, встречаясь с казаками. Недавно более 400 представителей терского казачества на Большом круге напрямую обратились к Казанцеву с наказом достучаться до президента РФ Путина и взять на себя кураторство казачьих проблем. О казаках, Владимире Путине, Кавказе и международной политике России беседовал Виктор Казанцев с журналистом Максимом ФЕДОРЕНКО
О казаках и «русском вопросе»
В ходе выступлений терские казаки на Большом круге во Владикавказе 16 февраля тем или иным образом выходили на общую, главную тему — сохранение русской культуры и влияния на Кавказе. Я живу здесь и знаю, что почти каждое собрание казаков, да и просто местных жителей любой национальности в любой точке Кавказа, так или иначе, затрагивает «русский вопрос». Еще немного, и мы перейдем некую грань в его обсуждении, любой локальный конфликт будет иметь статус эпизода межнационального или межрелигиозного противостояния. Поэтому я и принял приглашение курировать тему развития казачества на Кавказе. Казачий и русский вопрос наболел, кровоточит. Причем речь идет не только о Ставрополье. По всей стране этот «русский вопрос» обсуждается, но именно на юге России надо разбираться в национальном вопросе особенно детально и осторожно. На казачьем сходе, были не только терцы. Приехали люди из Харькова, Крыма, из республик Кавказа — Осетии, Кабарды. Символично, что Большой круг проходил во Владикавказе, в Доме офицеров. Люди здесь живут, выживают в сложнейших условиях, им нужна реальная поддержка. Я всегда уважительно относился к казакам — здесь, на Юге России, казачество находится на переднем крае серьезнейших проблем. Это для Москвы казаки — ряженные и лишь девчонок нагайками бьют и вернисажи пикетируют, а для нас все серьезно. Да, знаю, их форма, дисциплина и выправка могут вызывать раздражение, мне как военному это прекрасно видно. Упреки в том, что нынешние казаки не имеют отношения к казачьему роду, иногда справедливы. Но я уверен, что для русского человека, живущего в сложнейших этнополитических и природных условиях, казачьи традиции лучше всего подходят для того, чтобы выживать и цепляться за землю. Потому они так и воспринялись людьми, потому так быстро возродились казачьи уклады. Нынешние казаки — проводники управленческих принципов и русской политики на Кавказе, более подходящего пока не придумали. Самоорганизация независимых мужчин, отцов семейства происходит по принципам казачьего самоуправления. Мобилизовываться, укрепляться на границах, окраинах страны, где государство слишком слабо, у нас всегда получается по-казачьи, по военно-поселенческому принципу. У нас впитан этот синтез, единство русского духа и казачьего окаянства, горской удали и северного, нордического стоицизма одновременно. Потому я и отмахиваюсь как от хулителей казаков, так и от страждущих добраться до «истинных истоков» казачества, и при мне никто не решается противопоставлять казаков и русских.
Есть еще два момента, которые записываю в плюс казакам. Во-первых, казачество своим фактом существования здесь, на Кавказе, напоминает о том, что освоение русскими региона произошло не вчера, не во времена СССР со всем его драматическим историческим наследием. Казаки — воплощение славы русского оружия, старинных русских воинских традиций, которые неотделимы от Кавказа. Это аргумент в пользу России для защитников «самобытности» народов и критиков советской власти, репрессий и насильственной коллективизации и индустриализации.
И второе. В казачьих традициях виден сильнейший образовательный заряд для молодого поколения. Мы и раньше умудрялись детям подробно давать уроки мировой географии и сложнейшие физические уравнения, а о том, что находится за окнами школы и каковы законы природы окружающего ландшафта, никто и не говорил. Казачье воспитание, максимально конкретное, привязанное к деталям, подробностям, фактуре истории и культуры окружающего мира, дополняет знаменитое советское образование и выступает противовесом повальной компьютеризации молодого поколения. Названия гор, рек, ущелий, история и культура этих мест, легенды и наследие народов, уникальная природа и необычные природные явления — вот на что обращают внимание в казачьих школах и «кадетках», и это правильно.
Про Кавказ
Я критиковал и продолжаю критиковать разделение Южного федерального округа на два административных образования. Выделение СКФО в отдельный округ – это ошибка. Каждый руководитель на Кавказе должен ежеминутно учитывать постоянно меняющийся баланс интересов, силы действия и противодействия, суммировать векторы, направления давления со стороны сотен факторов. А тут еще больше усложнили ситуацию: теперь единый цивилизационный кавказский массив разделен внутри одной страны на два округа. Хотя всем видно, что это разделение искусственно. Экономически это спорно, соображений безопасности я тоже не вижу. Неужели полпред СКФО отмахнется от Олимпиады в Сочи под тем предлогом, что это не его территория? Да ему никто не позволит самоустраниться! Взрывы в Волгограде ведут в Дагестан — и вы мне рассказываете про необходимость соблюсти соподчиненность федеральных служб своим начальникам из полпредств?! Неужели следователь должен получать какие-то особые визы или разрешения, чтобы начинать отслеживать цепочки, ведущие из поволжских степей в предгорья Кавказа? Ни в коем случае! Тогда к чему ненужное иерархическое звено?
Уверен, что с учетом исторического прошлого и нынешней международной обстановки руководство нашей страны сделает необходимые выводы и примет правильные решения в системе управления на юге России.
Есть ли общий контур, стратегическое направление, в котором надо развиваться региону? Вопрос не столь прост, как кажется: усиление тех или иных отраслей или предприятий, «накачка деньгами» элит, как это сегодня хотят показать критики кавказской политики, приводит к социальным диспропорциям, к нарушениям этнополитического баланса, к перекосам в сферах, обойденных вниманием или признанных «экономически неэффективными». И наоборот, сохранение во что бы то ни стало существующего кланового, родового и этнического состояния приводит к консервации, архаизации жизни на Кавказе. Клановость привела к тому, что молодые люди, при всей их любви к малой родине, отправляются на заработки в Центральную Россию, Сибирь, в другие страны, обрекая родной Кавказ на запустение. То есть образа будущего Кавказа нет сегодня у самих коренных жителей, а Москва не может его убедительно сформулировать даже для себя. А отпускать Кавказ в «самостоятельное плавание» нельзя — это ключевой регион мира. Между Черным и Каспийским морями тысячелетиями идут цивилизационные столкновения. Дело здесь даже не в ресурсах, а в мировом транзите, в уникальности кавказского цивилизационного моста. Здесь концентрируются почти все мировые тенденции. «Арабские весны» и война в Сирии; заявка «второго мира» на лидерство — поиск Китаем и Индией мирового транзита в обход Суэца; афганский наркотрафик и терроризм; выход стран Центральной Азии на мировые энергетические рынки и «фактор Ирана» — все здесь отражается, усиливается, насыщается дополнительными смыслами. Здесь вопрос самоидентификации человека туго связан с сохранением своей малой культуры и своего народа — глобализация практически везде в мире успешно вымывает и унифицирует культурное разнообразие, а Кавказ держится. Я уже молчу про очевидное — именно на Кавказе происходят постоянные испытания России на прочность.
Федеральная целевая программа «Юг России» — это был концептуальный подход к Кавказу в единых культурно-экономических рамках комплексного южнороссийского развития. Стали реализовывать, потом остановились. Посыпались другие предложения, московские умники стали наперебой предлагать разработки, посвященные отдельно каждому региону, каждой республике. Молодежь гонят в вузы, но дипломы республиканских университетов нигде не котируются, работы по полученным специальностям нет. Ограничение экономического развития рамками отдельного субъекта федерации приводит к обратному эффекту — дирижизму в экономике региона, сворачиванию всякой деловой активности. Кластеры рисуют, но они никак не связаны с возможностями региона, упускают целостное понимание развития Кавказа. Надо, чтобы кто-то напоминал экономистам и политикам о всеобъемлющих рамках и стратегических приоритетах. Понимание этого стало определяющим в решении войти в ОЭКС «КАВКАЗ» — Организацию экономического и культурного сотрудничества стран Кавказского региона — на правах сопредседателя. Тут правильно все обозначено в самом названии — экономика, культура, сотрудничество, такие и есть кавказские приоритеты на сегодня. «Кавказская повестка» — это мировая политическая повестка XXI века, а сам Кавказ — моя судьба.

О Путине, Украине и стандартах качества власти
Я несколько раз высказывался про Украину, про Крым. Мне кажется, всем все понятно. 80% долга Украины принадлежит США — думаете, американцы не собираются возвращать долги? Под флагами демократии и «европейских ценностей» рушатся дома, убиваются люди. В одном лице сегодня спикер Верховной Рады и президент. Давайте еще дадим ему полномочия верховного судьи, и с демократическим разделением властей в Украине будет покончено. А «комиссары майдана», отправленные в Крым? Напомню, что Крым — автономная республика. Там вся власть выборная, не назначается она из Киева. А тут из Киева приехали по-большевистски менять власть — еще черных кожанок и маузеров им не хватает. Плюс подзуживание крымских татар, классический вариант. Вы сколько памятников Ленину не валите, к Европе ближе не станете.
Уверен, что с помощью руководства нашей страны, граждан России — единственно настоящего верного друга братской Украины народ сам разберется с теми, кто спровоцировал и совершил бандитский переворот. Даст понять некоторым деятелям США и Европы, что братские и родственные узы России и Украины разрубить невозможно.
Но… Для этого необходимо сейчас найти достойных ЛИДЕРОВ, а не тех провокаторов, которые нынче у власти майданного Киева. Пример этого подают Крым и регионы востока Украины.
Украине надо начинать заново все. С чистого листа. И политическое устройство здесь не главное. А что главнее? Например, уважение к людям в погонах. Это от советской армии, от царской армии осталась память о победах, о доблести солдат и офицеров. А если украинцы начинают переписывать историю, то на чем будет основываться уважение к служивым? На каких славных делах, примерах самоотверженности будет воспитываться молодое поколение? Пока что люди в погонах выглядят неприглядно. А вообще-то, надо начинать с самого главного — с новой конституции, с основных положений о народе, стране, общественном устройстве, гражданских правах и государственных гарантиях.
Конечно, и в нашей системе управления огромные дыры. С идеологией проблемы, с ответственностью. Не всегда людям дают власть выбирать — на местах контролировать местных «начальничков». Страна у нас сложная. Но я по-прежнему уверен, что нам повезло. Повезло с руководителем государства.
У меня тысяча причин поддерживать Путина. Я готов подставить ему плечо на Кавказе, да и везде, где он скажет. Мы видим, как он работает, что делает. Не исключено, что нынешняя его политика является оптимальной для России. Очевидно, что у нашей страны впервые появился руководитель, держащийся в отличной форме полтора десятилетия, непьющий, внятный, образованный, работоспособный, мобильный. Заданы стандарты качества государственной власти.
Поэтому ругаю некоторых губернаторов и полпредов — невнятных, не соответствующих «путинским» стандартам. Поэтому же я не вижу той силы обновления в украинских событиях, на которые нас настраивают сторонники майданов. Нет лидеров. Украина мягко, с помощью сдержек и противовесов, нянькалась со своими президентами, и в итоге на политическую сцену западного соседа вышли совсем уж невнятные персонажи. Людей нет, лидеров. Пока я не увижу личность, я не поверю в лозунги и революции.
Где-то читал, что сейчас лидеры и не нужны. Безвождьем это называется, когда страной правят бюрократы, «менеджеры». Авторы этого непривычного термина доказывают нам, что так и надо жить — без лидеров, что это, мол, более высокий уровень политической культуры. Это в корне неверно, дает почву для майданов, больших и малых, и для нашей страны уж точно не подходит. В России всегда смотрят на человека, на личность, и лишь потом задумываются над идеологией. У нас культурная традиция настолько насыщена идеями, смыслами, утопиями, что красиво говорить может каждый образованный человек. Но далеко не каждый из них — лидер. Потому я всем рекомендую на человека в первую очередь смотреть — на Кавказе тоже так принято делать.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ