Эксперты - об экономической амнистии: это гуманный шаг, но не сигнал для безнаказанности

04/07/2013 - 21:21
Читать u-f.ru на

Об экономической амнистии заговорили не в мае 2013 года на встрече в Воронеже президента Владимира Путина с предпринимателями, а гораздо раньше, как минимум два года назад. И заговорили достаточно конкретно. С перечнем статей УК РФ и в интернете, и в печатных СМИ. Только было этих статей УК значительно больше, порядка 55-ти. В только что принятом законе об амнистии их осталось только 27.

Мы взяли комментарии о вступившем в силу Постановлении № 2559-6 ГД "Об объявлении амнистии" у экспертного сообщества:

Вадим Порхаев, член политсовета Санкт-Петербургского отделения партии «Единая Россия», региональный координатор либерально-консервативного клуба «4 ноября» в Санкт-Петербурге:

"Каждый человек выбирает сам, как он понимает эту экономическую амнистию. Акт милосердия, поощрение преступников, исправление ошибки кого-либо. Статьи Уголовного кодекса, попавшие под амнистию, выглядят очень угрожающими. Причем настолько, что многие полагают, что пусть уж лучше страдают несколько невиновных, чем будут прощены настоящие преступники. Но амнистия в итоге имеет такие условия, что пострадавших в результате ранее совершенного преступления не будет (ущерб должен быть возмещен), а рецидивисты под нее не попадают.

Поскольку амнистия – акт индивидуальный, появится еще много тем для обсуждения. Например, о том, чтобы амнистированные, но не согласные со своей виной, имели возможность доказать свою невиновность. Или вернуть утраченный во время нахождения под следствием и судом или при отбытии наказания бизнес".

Владимир Жириновский, лидер фракции ЛДПР в Годуме:
"Мы последовательно и настойчиво выступаем за проведение амнистии для бизнеса уже не первый год. Надо амнистированных отправить на постоянное местожительство на Дальний Восток. Здесь им нечего оставаться, здесь они слишком быстро обогатились, и здесь снова у них появится желание обогащаться... надо выпускать из тюрем всех, оставить только убийц и мошенников".

Сергей Нарышкин, спикер Госдумы:
"Я поддерживаю ... постановление и считаю, что это очень существенный сигнал деловому сообществу о поддержке предпринимательства государством, но при этом президент очень серьезно подошел к подготовке текста документа, который должен продемонстрировать взвешенное и сбалансированное отношение, потому что амнистия не должна дать ложных сигналов о безнаказанности. На мой взгляд, внесенный проект очень сбалансирован".

Иван Огнев, директор Центра поддержки региональных инициатив НИУ "Высшая школа экономики":
"В любом случае необходимы меры, которые позволят бизнесу хоть немного расслабиться и выйти из нервного состояния, которое обусловлено высоким административным давлением, а с другой стороны, ощущением надвигающегося кризиса.

Сложно судить о возможном эффекте без учета деталей. С одной стороны, амнистия - это хорошо, она позволяет разгрузить исправительную систему. Но, с другой стороны, если не перекрыть реки, которые впадают в море, то вычерпать его невозможно. То есть сегодня выпустят одних, а так как силовая система не перенастроена, завтра в тюрьмах окажется столько же других бизнесменов. Не секрет, что силовые структуры "зарабатывают" заведением уголовных дел. За определенную сумму можно завести дело против любого человека, который занимается тем или иным бизнесом".

Наша справка

В России к уголовной ответственности с 2000-го по 2010 годы был привлечен каждый шестой бизнесмен (15,2 % от общего числа субъектов экономической деятельности за этот период). Всего же, по экспертным оценкам, число находящихся за решеткой предпринимателей превысило 100 тысяч человек.

Алексей Кудрин, бывший министр финансов:
"Данная амнистия для меня не совсем понятна, так как неясен вопрос о выплате компенсаций пострадавшим, а также критерии выбора тех, кто будет отпущен, а кто останется за решеткой. Однако эти меры являются позитивными в плане развития предпринимательской деятельности в России, основанной на законе и культуре общества. ... От амнистии ожидали, что она коснется прежде всего недавно измененных "предпринимательских" статей Уголовного кодекса, например, статьи 159 о мошенничестве, в которой выделено шесть новых составов (159.1-159.6), не предполагающих ограничения свободы. Однако под амнистию попала только статья 159.4. И коснется амнистия только тех, кто уже погасил ущерб, не предоставляя такой возможности остальным. По сути, реальный законопроект отклонился от декларированных целей, ожидания обманулись. Жаль, что этот проект амнистии не коснется таких бизнесменов, как Ходорковский..."

Наша справка

Начина с 2000 года, российскими законодателями принято семь амнистий, в результате которых прощение государства получили около миллиона человек.

Тамара Морщакова, экс-судья Конституционного судья РФ:
"Разве в мировой практике принято, чтобы хозяйственные споры разрешались с помощью методов уголовного преследования? А когда у нас не выполняются решения арбитражных судов по хозяйственным делам и уголовные суды не принимают их во внимание? Эта политика ведет к экономическому застою, в том числе к сворачиванию бизнеса. Предложенная амнистия совершенно необходима, другое дело, насколько эта амнистия будет действенна — всё зависит от условий ее проведения. Многие из сидящих за решеткой преступниками не являются, а просто ими названы. В отношении экономических преступлений лишение свободы смысла не имеет: разрушается деятельность определенного коммерческого института, уничтожается всё, что он создал, — социальное значение этого - резко отрицательное".

Экспертное сообщество отмечает одну общую недоработку в Постановлении № 2559-6 ГД "Об объявлении амнистии". В УК РФ отсутствует такой вид наказания, как возмещение ущерба. Следуя ГК РФ, это "наказание" для осужденных доказывается потерпевшими в судебном порядке.

Использованы материалы: www.kommersant.ru/doc/2209687; expert.ru/2013/07/2/uklonilis-ot-kursa/

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ