Иван Саввиди задерживает вылет

03/07/2013 - 13:49

Нарастает конфликт предпринимателя и региональных властей

Как и предполагал «Южный Федеральный», в феврале-марте нынешнего года обострился конфликт за право контролировать ростовский аэропорт между предпринимателем Иваном Саввиди и командой губернатора региона Василия Голубева. Региональным властям контроль над действующим аэропортом необходим для запуска строительства нового аэропорта «Южный хаб». Запуск этого проекта региональные чиновники уже привязали по срокам к проведению в Ростове соревнований Чемпионата мира по футболу 2018. Время на решение вопроса о контроле над аэропортом ограничено. Иван Саввиди, между тем, делает все для того, чтобы максимально затянуть спор. Одновременно предприниматель готовиться к информационной войне, создавая собственные медийные активы.

«Праймери Дон» больше не является владельцем контрольного пакета акций ростовского аэропорта, часть акций была продана, заявил накануне Иван Саввиди журналистам. «На сегодняшний день акциями аэропорта «Праймери Дон» владеет всего на 25%. Поэтому «Праймери Дон» имеет только блокирующий пакет», – пояснил предприниматель. Покупателя акций господин Саввиди не назвал.
Напомним, что вопрос контроля на действующим аэропортом Ростова стал главным поводом нарастающего конфликта между владельцем холдинга «Агроком» Иваном Саввиди и командой губернатора региона Василия Голубева («Южный федеральный» подробно рассказывал о перспективах развития спора). Холдингу, напомним, принадлежало более половины в уставном капитале ОАО «Аэропорт Ростов». Региональное правительство, после передачи ему федеральными властями акций, стало вторым по величине акционером аэропорта. Конфликт возник после того, как выяснилось, что команда губернатора достигла договоренности об участии в проекте строительства нового аэропорта «Южный хаб» с владельцем группы «Ренова» Виктором Вексельбергом. В конце прошлого года представитель компании «Аэропорты регионов» (входит в «Ренову») в интервью «Коммерсанту» дал понять, что условием сотрудничества с региональной администрацией стала передача территории действующего аэропорта «Ренове». Предполагается, что после запуска «Южного хаба», территория старого аэропорта – около 400 га в границах Ростова – может быть отдана под жилищную застройку. При этом Иван Саввиди не раз публично заявлял, что его не устроила предложенная «Реновой» цена покупки актива.

Таинственный покупатель
Если сделка по продаже акций действительно состоялась, то закрыта она была на днях. В отчете ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» за IV квартал прошлого года ключевыми владельцами актива по прежнему значились «Праймери Дон» и министерство имущества Ростовской области. «Праймери Дон» принадлежало 52% в капитале акционерного общества. Последнее по счету официальное сообщение акционерного общества датировано 1 марта, в нем говориться только о повестке предстоящего общего собрания акционеров.
Продажа акций стала ответом на активное давление на Ивана Саввиди и подконтрольные ему компании со стороны регионального правительства. Напомним, что в конце февраля региональное министерство имущества обратилось в арбитражный суд с иском, в котором обвинило «Праймери Дон» в злоупотреблении правом голосовать привилегированными акциями ОАО «Аэропорт Ростов». Чиновники потребовали отменить последнее по счету решение, касающееся назначений в совет директоров. Суть претензии министерства сводилась к тому, что, по мнению министерства имущества, «Праймери Дон», став владельцем контрольного пакета, блокировал выплату дивидендов и предоставил остальным акционерам недействительное предложение о выкупе акций. Тем самым, как отмечается в иске министерства, совладелец аэропорта нарушил права порядка 800 мелких акционеров. Одновременно в суд поступил иск от пяти миноритарных акционеров со схожими требованиями. Примечательно, что правительство региона приложило усилия к тому, чтобы вынести конфликт в публичную плоскость: информация об иске в арбитражный суд была опубликована в виде официального релиза. Региональные власти направляют в суд десятки исков в месяц, однако поводом для официальных сообщений судебные тяжбы подобного рода, как правило, не становятся.
Не исключено, что атмосфера секретности вокруг сделки объясняется тем, что «Праймер Дон» продал акции аэропорта структурам, которые также контролируются Иваном Саввиди. Таким образом предприниматель может заметно усложнить задачу по передаче контроля над действующим аэропортом компании «Аэропорты регионов». При этом эксперты предполагают, что судебная тяжба вряд ли завершиться в пользу регионального правительства. «Перспективы иска сомнительны. В том, что «Праймери Дон» голосует против выплаты дивидендов нет злоупотребления правом, так как это обстоятельство никак не затрудняет деятельность аэропорта», – считает старший юрист адвокатского бюро «Юг» Сергей Радченко. «Если ООО «Праймери Дон» не направило обязательного предложения о выкупе акций, то в силу закона об акционерных обществах, оно имеет право голосовать не 30%, как полагает министерство, а 50% акций, что достаточно для блокирования принятия решения о выплате дивидендов», – поясняет эксперт. «Областное правительство оказывается в неловкой ситуации. Очевидно, что Вескельберг (Виктор Вексельберг, – «ЮФ») приступит к строительству нового аэропорта только после того, как получит в распоряжение действующий аэропорт под будущую жилищную застройку, – поделился мнением с «Южным Федеральным» пожелавший остаться не названым источник на рынке аэропортовых услуг. – В то же время, судя по заявлениям губернатора Василия Голубева, проект аэропорта привязан к Чемпионату мира по футболу 2018. То есть на решение вопроса у правительства есть не более года». Источник также предположил, что в дальнейшем в конфликте могут принять участие федеральные структуры – например, министерство транспорта. «Аэропорт зависит о федеральных ведомств. Они финансируют ремонт взлетно-посадочной полосы и часть служб аэропорта. Интересанты вполне могут использовать этот рычаг», – пояснил источник.

Фронт и тыл
Контроль над аэропортом – ключевой элемент в конфликте Ивана Саввиди и команды Василия Голубева, однако стороны обмениваются уколами не только в связи с данным активом. В конце февраля региональное правительство заявило о том, что проект строительства мясоперерабатывающего комбината, инициированный группой «Агроком», исключен из списка «100 губернаторских инвестпроектов». На недавнем совете по инвестициям чиновники пояснили, что проект исключен из-за того, что инвестор долгое время не приступает к строительству. Таким образом, по словам представителей правительства, была проведена «актуализация списка губернаторских проектов». Напомним, участие в списке предполагает, что инвестор может получать набор преференций со стороны региональных властей. В холдинге «Агроком», в свою очередь, пояснили, что отказались от проекта после вступления России в ВТО из-за перспектив роста импорта пищевых продуктов. Впрочем, нужно отметить, что проект Ивана Саввиди был не единственным, исключенным из губернаторского списка. Чиновники также сообщили, что временно прекращают поддержку еще 7 проектов, реализация которых приостановлена инвесторами. В том числе, речь шла о смене планов Pepsico, которая ранее планировала строительство завода в регионе.
Одновременно Иван Савиди начал подготовку к возможному медийному противостоянию с действующими властями региона. В начале марта «Агроком» объявил о создании собственного медиа-центра. Из слов представителей холдинга следует, что вскоре в Ростове начнет работу новая площадка для проведения пресс-конференций, также будет запущен информационный портал. Кроме того, за счет средств холдинга была создана телевизионная студия. Объемы вложений в медиа-центр в холдинге пока не обозначили, по оценке «Южного федерального», размер начальных инвестиций может составить порядка $200 тыс.
И, наконец, конфликтующий с региональными властями предприниматель продолжил создавать плацдарм для ведения бизнеса в Греции. Ранее, напомним, Иван Саввиди выкупил пакет акций греческого футбольного клуба ПАОК, который испытывал финансовые трудности. В марте, по сообщениям греческих СМИ, принадлежащая господину Саввиди компания Black&White взяла в аренду на год отель Makedonia Palace в Салониках. Отель на 284 номера известен тем, что в нем регулярно останавливаются греческие политики первого эшелона. Конкурс на право аренды проводил собственник отеля – греческий фонд социального страхования IKA. По данным греческих изданий, итоговая стоимость аренды отеля составила 95 тыс. евро в месяц (1,14 млн евро в год ). Примечательно, что ранее отель арендовал за порядка 3 млн евро в год греческий оператор Grecotel. Затем оператор заявил, что стоимость аренды завышена. «Предложенная Иваном Саввиди цена аренды – довольно низкая для 5-звездочного отеля», – отметил в беседе с «Южным федеральным» представитель гостиничного оператора, имеющего активы в Греции. Впрочем, возможно, что как и в случае с приобретением акций ФК ПАОК, аренда престижного отеля – исключительно имиджевый шаг. Ведь гостиничный бизнес в Греции сейчас переживает не лучшие времена. Так, например, по данным властей Афин, в прошлом году наполняемость гостиничных комплексов в греческой столице снизилась на 32%, а средние доходы с одного гостиничного номера сократились на 39%.
Вывод части конфликта в публичную плоскость и подготовка к информационной войне, по мнению «Южного федерального», говорят о том, что стороны конфликта не считают возможным решить спор в ходе кабинетных переговоров. В дальнейшем, одновременно с обменом публичными репликами и ходом судебного разбирательства между совладельцами аэропорта, вполне можно ожидать появления уголовных дел в отношении ближайшего окружения Ивана Саввиди – именно такой вариант развития спора подсказывает история противостояний российских губернаторов с оппонентами. Один из примеров – возбуждение уголовного дела в отношении заммэра Новочеркасска Владислава Журавлева. По совпадению, в 2011 году уголовное дело против господина Журавлева по ст. 282 (возбуждение национальной вражды) было заведено во время очередного витка конфликта между областными властями и экс-мэром Новочеркасска коммунистом Анатолием Кондратенко.

Источник: 
автор: 
Сергей Сурженко
Раздел: 
Политика
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: