Кремлевские весы для южных губернаторов

02/22/2013 - 09:48

Федеральные власти готовят новую систему оценки работы руководителей регионов

Министерство экономического развития РФ определилось со сроками подготовки первого рейтинга губернаторов, в котором будет дана оценка работы по созданию благоприятного климата для бизнеса в регионах. Он должен быть подготовлен к январю 2014 года. Согласно неофициальным рейтингам, которые до сих пор готовили частные компании и общественные движения, худшие позиции в Южном регионе пока у Ростовской области. Однако отставок руководителей регионов по результатам правительственного рейтинга ожидать не стоит, предполагают эксперты. Федеральные власти будут использовать данные для управления губернаторами.

Федеральное Минэкономразвития обозначило сроки, к которым будет подготовлен первый правительственный рейтинг губернаторов. По словам замминистра экономического развития РФ Сергея Белякова, чиновники намерены подготовить рейтинг к концу нынешнего года, документ будет представлен президенту РФ. Рейтинг будет строиться на статистических данных 2012 года. Из опубликованных ранее документов правительства не было ясно, станет ли рейтинг внутренним инструментом для кремлевских чиновников либо же будет обнародован. Господин Беляков сообщил, что верен второй вариант: итоги рейтинга станут публичными. А затем, после доклада президенту, на основании рейтинга «будут приниматься решения».

Как будут оцениваться губернаторы
Ожидается, что методика составления рейтинга будет обнародована министерством экономики в ближайшие дни. Однако уже известно, что работа руководителей регионов по созданию благоприятного климата для бизнесменов будет оцениваться по девяти параметрам. В частности, как следует из одного из сопроводительных документов, критериями для оценки станут количество высокопроизводительных рабочих мест, уровень безработицы, количество квалифицированных специалистов в регионе, объемы инвестиций в основной капитал и объемы иностранных инвестиций. Также в рейтинге будет учитываться количество малых предприятий. В Агентстве стратегических инициатив (АСИ), которое принимает участие в разработке способов оценки губернаторов, пояснили, что ряд критериев для региональных руководителей и федеральных министров будут совпадать. По словам Александра Пироженко, руководителя департамента по развитию партнерской сети АСИ, совместными будут, в частности, критерии, которые относятся к сферам строительства и энергетической инфраструктуры. На оценку будет влиять то, как быстро предприниматели в регионе могут получить разрешение на строительство капитальных зданий. Также будет учитываться время, необходимое для подключения к энергосетям.

Из слов представителей АСИ следует, что значительная часть технологии оценки работы чиновников была заимствована из популярных в западно-европейских странах систем ключевых показателей эффективности KPI (Key performance indicators). Кроме того, для составления рейтинга предполагается проводить тотальный опрос предпринимателей в регионах. По словам Александра Пироженко, пока что не принято решение, какая из социологических служб будет проводить опросы. Предпринимателей будут просить оценить общий уровень бизнес-климата у себя в регионе, а также то, насколько быстро власти оформляют разрешительную документацию. Этот подход, кстати, тоже заимствован из международной практики. На основе подобных опросов составляется известный рейтинг Doing Business. Известно, что выборка предпринимателей для опроса будет проводиться по данным ФНС.

Рейтинги Козака
Идея оценивать работу губернаторов с помощью рейтингов не нова. Наиболее активно ее продвигал Дмитрий Козак, до 2007 года руководивший полпредством в ЮФО. По инициативе господина Козака был создан рейтинг, в котором каждый регион Южного округа отчитывался по порядка ста параметрам. В основном полпредство интересовали показатели работы администраций в социальной сфере. Первые отчеты регионов дали неожиданные результаты: в лидеры вышли Карачаево-Черкесия и Дагестан (до 2010 года северокавказские республики входили в состав регионов ЮФО – "Южный федеральный"), в аутсайдеры попали Ставрополь и Адыгея.

Позже, заняв пост министра регионального развития, Дмитрий Козак перенес идею оценки губернаторов на федеральный уровень. Был создан рейтинг из 43 основных и 39 дополнительных показателей. В этом рейтинге было уже больше внимания уделено экономике. В частности, система оценки учитывала объем валового регионального продукта и объемы привлеченных инвестиций. Впрочем, какого-либо заметного влияния на судьбы губернаторов этот рейтинг не оказал. Да и сам Дмитрий Козак давал понять: итоги рейтинга не будут поводом для отставок губернаторов. Предполагалось, что более успешные регионы смогут претендовать на рост финансовых вливаний из федерального центра. Аутсайдеры, напротив, по словам господина Козака, должны были «терпеть некоторые ограничения». В реальности система оценки эффективности не заработала: распределение федеральных средств и в целом внимание федерального центра не всегда зависит от успехов региональных администраций. Очевидное доказательство этого – рост финансирования республик Северного Кавказа вне зависимости от экономических показателей. Еще один пример – менее очевидный, но всё же доказывающий отказ федеральных властей от использования принципа поддержки наиболее активных регионов – недавний проигрыш Краснодарского края в гонке за право принимать соревнования чемпионата мира по футболу – 2018.

Частные замеры
Качественно и количественно оценить работу губернаторов пытались не только федеральные власти. При отсутствии прямых выборов губернаторов появилась необходимость в неофициальной оценке, которая может отличаться от оценок, которые дает Кремль. Это почувствовали некоторые общественные организации и частные компании и организовали собственные хит-парады губернаторов. Известных на федеральном уровне рейтингов немного. Например, компания «Национальная служба мониторинга» составляет рейтинг активности губернаторов в СМИ. В компании пояснили, что при составлении рейтинга учитывается количество цитат руководителей регионов: в итоге приоритет получают те, кто чаще общается с прессой напрямую или делает публичные заявления. Еще один рейтинг, составленный фондом «Петербургская политика», показывает, как считают его авторы, степень вероятности смены губернаторов. Рейтинг составляется на основе опроса экспертов. На то, какое место займет руководитель региона в рейтинге, судя по сопроводительным комментариям, влияет количество позитивных или негативных новостей из региона, а также официальная реакция Кремля на эти события. На основе экспертных оценок также строится рейтинг влияния губернаторов Агентства политических и экономических коммуникаций. В агентстве «Южному Федеральному» рассказали, что экспертов просят оценить, какое влияние, по их мнению, каждый из региональных руководителей имеет в федеральных структурах – в президентской администрации, правительстве, Федеральном собрании и в партийных элитах.

Наиболее близок к разрабатываемому сейчас федеральным правительством рейтингу индекс «Опоры России». Это рейтинг составляется на основе опроса предпринимателей в регионах. Для «Индекса-2012», как пояснил первый вице-президент «Опоры России» по экспертно-аналитической деятельности Владислав Корочкин, были опрошены 6 тыс. предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса в 40 регионах РФ. Вопросы, которые задавали бизнесменам, относились, в частности, к взаимоотношениям с чиновниками и уровню коррупции. По предположению господина Корочкина, индекс «Опоры» и правительственный рейтинг не обязательно будут совпадать. «Есть разница в технологиях подготовки рейтингов. Кроме того, опросы будут проводиться в разное время, ситуация может меняться», – считает Владислав Корочкин. К слову, в «Индексе-2012» предпоследнее – 38-е место – заняла Ростовская область. Хуже дела с климатом для бизнеса, судя по данным опроса, обстоят только в Хабаровском крае. Примечательно, что соседние регионы — Ставропольский и Краснодарский края — входят в число лидеров, занимая пятое и шестое места в рейтинге.

Рейтинг как рычаг
Не исключено, что новый рейтинг, как и предыдущие правительственные рейтинги, не будет иметь прямого влияния на судьбы губернаторов, считают некоторые опрошенные «Южным Федеральным» эксперты. Они также отмечают, что существует риск подтасовок при подготовке рейтинга. Известно, что часть статистических данных формируется в регионах – в том числе при участии администраций. Поэтому региональные чиновники могут поддаться соблазну улучшить что-либо в цифрах. «Подтасовки возможны. В частности, региональные администрации могут завышать объемы привлеченных инвестиций за счет того, что в статистику включаются реинвестиции – то есть прибыль уже существующих предприятий, которая направляется на развитие», – поясняет директор грантовых программ Южного регионального ресурсного центра (ЮРРЦ), доктор политических наук Михаил Савва. Впрочем, риск подтасовок может быть компенсирован тем, что федеральный центр получает данные из нескольких источников. «Думаю, региональные власти не станут рисковать и заметно вмешиваться в данные. Администрация президента регулярно проводит проверки, в частности, этим занимается федеральная службы охраны», – считает источник в руководстве одной из федеральных компаний, проводящих соцопросы. «Одновременно со статистическими данными будут учитываться данные опросов бизнесменов, – напоминает Александр Пироженко (АСИ). – Если будут заметные расхождения, то возникнет вопрос, почему так получилось».

«Насколько значимым будет рейтинг – зависит от политического решения федеральных властей. Чтобы принимать какие-либо решения, необходима статистика за какой-то значимый промежуток времени, – поделился мнением Владислав Корочкин («Опора России»). – Важно понимать, что действия региональных властей не сразу приводят к результатам, которые могут отражаться в цифрах. Кроме того, экономика часто живет своей жизнью, губернаторы не всегда способны влиять на экономические процессы». Схожее мнение – у гендиректора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова: «Рейтинг может стать фактором интегральной оценки действий региональной власти. Думаю, Кремль и правительство будут реагировать прежде всего на резкие ухудшения в регионах». Данные рейтинга не станут поводом для отзыва губернаторов, однако федеральный центр сможет использовать их как инструмент управления, считает Михаил Савва (ЮРРЦ). «Данные станут поводом для анализа проблем и причин изменений ситуации в регионах. В целом идея рейтинга находится в русле административной реформы, которая проводится в последние годы. Но ее эффективность сдерживается коррупционной составляющей и субъективизмом, – отмечает эксперт. – Какое значение будут иметь данные рейтинга, если у губернатора хорошие отношения с каким-либо чиновником из администрации президента? Возникнет диссонанс, это приведет только к росту коррупционных доходов тех, кто оказывает покровительство губернаторам».

Впрочем, создатели технологии рейтинга ожидают, что федеральные власти всё же будут использовать его для мотивации губернаторов. «Пока что стимулирующая система не определена. Речь может идти о финансовых способах стимулирования. В целом могут измениться межбюджетные отношения», – рассказали «Южному Федеральному» в Агентстве стратегических инициатив. Новый рейтинг также может оказаться инструментом в предвыборной борьбе в случае, если в регионах будут проходить прямые выборы губернаторов. Вряд ли данные рейтинга станут ключевым аргументом, однако использовать их всё же будут – кандидаты от партии власти в случае хороших показателей, оппозиционные кандидаты – в случае, если губернатор будет занимать в рейтинге последние строки. Примеры использования рейтингов в региональной политике уже есть: после того, как стало известно, что Ростовская область заняла 38-е место в индексе «Опоры», критические заявления в адрес губернатора Василия Голубева публично сделали представители сразу нескольких партий и движений.

Источник: 
автор: 
Сергей Сурженко
Раздел: 
Политика
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: