Готово, да бестолково. Безналичная бутафория

09/10/2014 - 09:09

О введении безналичной системы оплаты проезда в ростовском транспорте говорили давно и много. И вот, с 1 сентября 2014 года система, наконец запущена! Как? Вы не заметили?! Странно...

Как должно было быть

Копаться в старых документах на сайтах городской администрации и правительства области всегда интересно. В этих заметках, докладах и речах, полных наполеоновских планов, — детская наивность и мечты о прекрасном будущем. Иногда нечто подобное можно найти и в давнишних материалах коллег. Ведь они, как и многие другие ростовчане, словно малые дети, верят в сказки властей.

— Остро стоит вопрос об увеличении количества автобусов большой вместимости на городских маршрутах, — сообщил нам сайт городской администрации 21 мая 2013 года. — С 2012 года их число сократилось на 112 единиц. По словам Михаила Чернышева, главная причина — это дефицит водительского состава. Люди оставляют рабочие места из-за напряженного уличного движения и недостаточной заработной платы. Еще одна немаловажная причина — дополнительные функции контроля оплаты проезда, которые в настоящее время возложены на водителей. Решить последнюю проблему планируют за счет внедрения во всех транспортных предприятиях Ростова системы безналичной оплаты. На данный момент терминалы для этого установлены только на муниципальном автотранспорте. Но уже в октябре 2013 года безналичный проезд будет введен повсеместно.
— Установка терминалов в общественном транспорте избавит водителей от обязанностей контроллеров. Кроме того, безналичный проезд позволит отследить, какие категории льготников пользуются общественным транспортом чаще, а какие — реже. В зависимости от этого будет определяться размер и направление муниципальных субсидий, — добавил Михаил Чернышев.

Логика, конечно, странная — привлекать людей на работу за счет уменьшения обязанностей, а не за счет повышения зарплаты. Но это-то ладно. Важнее другое: разговоры о «безнале» в 2013 году — это уже вторая волна, вторая попытка. Первый же раз такую систему оплаты проезда попытались ввести еще в 2010-м. Вот что писала тогда об этом наша газета:

— Автобусный и троллейбусный парк планируют полностью оборудовать уже к концу года. Кроме того, в городе должны установить 59 терминалов, с помощью которых можно будет приобрести пластиковые карты для оплаты проезда или пополнять их счет. Первое время для пассажиров оставят возможность расплачиваться наличными деньгами. Но как долго будет эта возможность, пока неизвестно.

Как получилось

Слыша формулировку «безналичная оплата проезда», ростовчанин невольно представляет себе то, что он видел в Москве: турникеты, которые пропускают, если приложить карточку. Но в Ростове такое делать никто даже и не думал: для нас безналичная оплата — это желтенькие коробочки сразу у входа. В них нужно засунуть транспортную карту, и она в ответ выдаст чек, который будет служить доказательством вашей оплаты.

То есть, если сравнивать систему с аналогичной в других городах, то в Ростове «безнал» хотели сделать даже не как в Москве, а как... в Праге. Кто был — знает, что турникетов там нет нигде, а водители за пассажирами не следят и следить не обязаны: все на доверии. Годится такая система для нас? Правильно, нет, потому что, число «зайцев» достигнет невообразимых высот. Потому-то ростовский «безнал» и завис между реальностью и мечтой. Вроде бы, он есть: ведь желтенькие коробочки в автобусах, терминалы с карточками в переходах все-таки имеются. А вроде бы, и нет, ведь все по старинке отсчитывают 17 рублей, и чтобы в этом убедиться слугам народа достаточно просто выйти из уютных кабинетов и сесть в любой автобус, едущий по Большой Садовой.

— Задумано хорошо, а сделано, как всегда, — оценивает систему пожилой водитель «тройки». Разговорились, пока я фотографировал желтую коробочку.
— А ими кто-нибудь пользуется? — интересуюсь я.
— Да человек 4—5 в день. Даже школьники не пользуются. А на первой волне, году в 2010-м, я помню, они достаточно дружно карточками платили. Терминалов мало, вот и неудобно.

Терминалов с заветными карточками в Ростове действительно мало. На миллионный город их 16. Вы еще не забыли, что в 2013 году обещали 59? Адреса можно найти на сайте, но в основном это подземные переходы в центре. Моя личная попытка приобрести карточку успехом не увенчалась: на нажатие соответствующей кнопки автомат никак не отреагировал. Может, карточки просто еще не заправили? Так ведь об этом пользователя желательно предупреждать. Функция пополнения средств на карточке, как мне показалось, работала, но проверить это возможным не представлялось — карточки, как вы поняли, у меня не было.

Из первых рук

Провал проекта о безналичном проезде можно было бы не заметить, если бы он не был приоритетным. Не как метро, конечно, но все же на личном контроле у мэра. Об этом Михаил Анатольевич сам неоднократно говорил, а на итоговом заседании Гордумы в июле даже отругал директора департамента транспорта Сергея Посохова за нарушение сроков. Тогда Посохов дал обещание сделать все к 1 сентября. Сделал. Вот только к ближайшему терминалу надо ехать через полгорода, а по приезду вас будет ждать неприятный сюрприз: карту купить... нельзя. Ну и кому это, спрашивается, надо? Тем единицам, что купили карту еще в 2010-м?

Дозвониться до самого Сергея Посохова во время подготовки материала мне не удалось — он в отпуске. Поэтому я говорил с его заместителем Александром Варичем:
— В основном система безналичной оплаты проезда запускалась для льготных категорий граждан: пенсионеров и школьников. Продажу карт для остальных пассажиров запустили дополнительно. Первичную задачу мы выполнили. Остальное — постепенно набирает обороты. Мы еженедельно отслеживаем количество транзакций и можем сказать, что идет увеличение.
— А вы могли бы напомнить, почему система была запущена еще в 2010 году, но свернулась?
— Проблема была в том, что город выкупил оборудование. Создали специальную организацию: муниципальное бюджетное учреждение «Центр интеллектуальной транспортной системы»". Потом была реорганизация, которая заняла длительное время. Все оказалось не так просто.

А вот что мне сказали в самом «Центре ИТС», который непосредственно занимается эксплуатацией системы.
— У нас остаются сложности с продажей карт, — сказал представитель организации Александр Раков. — Они возникают в связи с тем, что мы — муниципальное бюджетное учреждение. То есть сейчас купить карту в городе пока невозможно: порядок реализации этих карт нами, как бюджетным учреждением, не определен.
— То есть, иными словами, автоматы в транспорте стоят, но они не активированы?
— Нет, они активированы. И те, у кого остались ранее купленные карты, могут ими пользоваться, пополняя в терминалах.

Можно ли, сложив все это вместе, сказать, что система действительно работает? Мне кажется, что нет. Но не забывайте, что мы живем в городе, в генеральном плане которого можно найти проекты постройки «канатного метро, соединяющего правый берег с рекреационными зонами на Зеленом острове» и «рельсового электроавтобуса по железнодорожному кольцу центральной части города с заходом на железнодорожный вокзал г. Батайска». Обещают нам такие чудеса к чемпионату мира по футболу. Но я бы не стал принимать всерьез подобные обещания от людей, которые не справились даже с внедрением простой системы безналичного проезда.

Источник: "Московский комсомолец на Дону"

Источник: 
автор: 
Наталья АБРАМЕНКО
Раздел: 
Общество
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: