Прокуратура информирует

13/08/2014 - 11:50
Читать u-f.ru на

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 51 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении споров с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами»

Арбитражным судам даны разъяснения, касающиеся порядка рассмотрения споров с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами

Сообщается следующее.

Спор с участием организаций по управлению правами на коллективной основе может быть рассмотрен судом и без участия конкретного правообладателя. Однако, если иск заявлен в защиту прав конкретного правообладателя, такой правообладатель обладает процессуальными правами истца, извещается судом о времени и месте рассмотрения дела путем направления ему (или иностранной организации, управляющей соответствующими его правами на коллективной основе к производству с указанием на то, что он имеет право принимать участие в судебных заседаниях, приводить свои доводы и соображения относительно требований, предъявленных организацией по управлению правами на коллективной основе, в том числе поддерживать или не поддерживать требования организации. Неявка правообладателя в суд не препятствует рассмотрению такого дела.

Если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено данными договором. Следовательно, если при рассмотрении иска организации по управлению правами на коллективной основе в защиту прав конкретного правообладателя судом установлено, что между ответчиком и правообладателем имеется лицензионный договор о предоставлении права использования спорного результата интеллектуальной деятельности использованным ответчиком способом, то при отсутствии условия о праве на сбор вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав в таком договоре суд отказывает в удовлетворении иска.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 № 726 «Об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870»

Правительство РФ приводит свою нормативно-правовую базу в соответствие с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда»

В ряде нормативно-правовых актов слова «аттестация рабочих мест по условиям труда» заменены словами «специальная оценка условий труда».

Установлено, что Роструд дополнительно осуществляет:

Формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

принятие решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Дополнены полномочия Минтруда России. Так предусмотрено, что Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:

Методичку снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом по согласованию с Роспотребнадзором;

Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Приказ Минтруда России от 23.01.2014 № 29н «Об утверждении разъяснения о применении постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли в области спорта на территории Российской Федерации»

Митрудом России разъяснено, на какие категории иностранных работников распространяется установленная на 2014 год допустимая доля иностранных работников, используемых в сфере розничной торговли и в области спорта

Указано, что хозяйствующие субъекты, заявившие при государственной регистрации код вида деятельности по ОКВЭД в сфере розничной торговли 52.25.1, вправе привлекать иностранных работников в размере 15 процентов общей численности работников.

Хозяйствующие субъекты, заявившие при государственной регистрации виды деятельности, предусмотренные ОКВЭД в области спорта 92.62, вправе привлекать иностранных работников в размере 25 процентов общей численности работников.

«Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросу определения полномочий представителей работодателей при заключении соглашений» (утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол № 3, от 15.07.2014)

Общественные организации, некоммерческие партнерства, ассоциации и союзы не могут рассматриваться в качестве полномочных представителей работодателей при заключении трудовых соглашений

Сообщается, в частности, что подписание соглашений неуполномоченными представителями сторон влечет за собой невозможность их применения. Подписанный неуполномоченными субъектами акт не может быть признан соглашением применительно к целям социального партнерства в сфере труда. В отношении такого акта не действует положения, предусматривающие возможность распространения соглашения на работодателей, не представивших в Минтруд России мотивированный письменный отказ присоединиться к нему.

Соглашение в течение 7 дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Направление запроса на уведомительную регистрацию неуполномоченным представителем работодателя является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для регистрации.

Порядок уведомительной регистрации региональных и территориальных соглашений устанавливается нормативными правовыми актами соответствующих уровней. Подчеркивается, что в целях повышения эффективности социального партнерства необходимо включать положения об отказе в приеме документов на уведомительную регистрацию от неуполномоченных представителей работодателя и в указанные акты.

Также сообщается, что представляется целесообразным при проведении коллективных переговоров по заключению соглашений проверять полномочия представителей сторон, в том числе соответствие статуса представителей работодателей требованиям ТК РФ и Федерального закона «Об объединениях работодателей».

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 743 «Об утверждении Правил взаимодействия организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации»

Определен порядок взаимодействия организаторов распространения информации в Интернете с органами ФСБ России и органами внутренних дел в рамках оперативно-разыскной деятельности

Установлено, в частности, что ввод в эксплуатацию технических средств и программного обеспечения, функционирование которых обеспечивает организатор распространения информации, производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с организатором распространения информации планом мероприятий, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств и программного обеспечения.

Для внедрения новых технологических решений, вывода из эксплуатации либо модернизации технических средств и программного обеспечения органом федеральной службы безопасности совместно с организатором распространения информации разрабатывается новый план мероприятий.

Организатор распространения информации обязан осуществить меры по недопущению раскрытия организационных и технических приемов проведения оперативно-разыскных мероприятий.

При осуществлении взаимодействия с организаторами распространения информации, в случае отсутствия у органов федеральной службы безопасности необходимых оперативно-технических возможностей для проведения оперативно-разыскных мероприятий, такие мероприятия осуществляют органы внутренних дел (в том числе в интересах других уполномоченных органов).

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Приказ ФМС России от 26.03.2014 № 211 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации»

Для получения загранпаспортов нового поколения лицам старше двенадцати лет необходимо будет сдавать отпечатки пальцев

Регламентирован порядок выдачи Федеральной миграционной службой России загранпаспортов в электронными носителями информации.

Заявителю теперь не обязательно предоставлять квитанцию об уплате государственной пошлины за оформление загранпаспорта (составляющей 2500 рублей) – она предоставляется в ФМС России Казначейством России на основе межведомственного запроса.

В случае подачи заявления на получение паспорта через сайт gosuslugi.ru заявители смогут предоставить свою фотографию в виде файла jpeg (с разрешением не менее 450 dpi, в 24-битном цветном или 8-битном черно-белом пространстве), размер которого не должен превышать 300 килобайт.

Время ожидания в очереди при подаче документов и получении загранпаспорта не должно превышать 15 минут.

Срок предоставления загранпаспорта при подаче документов по месту жительства – один месяц, в ином случае – четыре месяца. Для лиц, которым предоставляется допуск к сведениям особой важности или гостайны, срок увеличивается до трех месяцев.

СЕМЬЯ
Приказ Минздрава России от 18.06.2014 № 290н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан»

Установлена новая процедура медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами, попечителями или приемными родителями

Предусмотрено, в частности, что медицинского освидетельствование проводится в целях установления у граждан наличия (отсутствия) заболеваний, при которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117.

Медицинское освидетельствование включает в себя медицинские осмотры врачами-специалистами, лабораторные и рентгенографические исследования в определенном объеме.

Оформление врачебной комиссией заключения о результатах медицинского освидетельствования граждан осуществляется по форме, предусмотренной приложением к Приказу.

Ранее установленный Порядок медицинского освидетельствования, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 10.09.1996 № 332, признан утратившим силу.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
<Письмо> ПФ РФ от 02.07.2014 № 28/26/8345 «О реализации Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ»

Пенсионный фонд РФ разъяснил вопросы, касающиеся возможности направления средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитным договорам, заключенным путем направления оферты

Средства материнского (семейного) капитала могут направлять на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья.

Договор (в том числе кредитный) может быть заключен посредством направления оферты (предложение заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (статья 432 ГК РФ).

В этом случае при обращении владельца государственного сертификата с заявлением о направлении средств материнского капитала на погашение такого кредита (займа) в качестве кредитного договора представляются : предложение на заключение кредитного договора и уведомление о зачислении банком денежных средств владельцу государственного сертификата (супругу владельца государственного сертификата).

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Приказ Роскомнадзора от 09.07.2014 № 99 «Об утверждении Методики определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в «сутки»

Роскомнадзором утверждена Методика определения посещений блогов и иных сайтов, в целях исполнения «закона о блогерах»

Согласно поправкам в закон об информации, информационных технологиях и о защите информации, на тех блогеров, которые имеют более трех тысяч посещений в день, налагается дополнительная ответственность за распространение информации в Интернете.

Количество пользователей Интернет-сайта в сутки определяется по запросам Роскомнадзора согласно сведениям, предоставляемым организаторами распространения информации в Интернете, блогерами и иными лицами на основании применяемых ими систем определения количества посещений.

В случае отсутствия запрашиваемых сведений, а также в случае различий в представленных показателях Роскомнадзор использует информацию, полученную:

- от владельцев информационных ресурсов. Предоставляющих возможность размещения сайтов либо предоставляющих услуги подсчета количества посещений;

- из открытых общедоступных информационных ресурсов, предоставляющих информацию о количестве посещений;

- из данных специального программного обеспечения или технических средств Роскомнадзора, позволяющих определить количество посещений.

Определение количества посещений сайтов, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей, осуществляется путем подсчета однократных в течение суток обращений уникальных пользователей к сайту или странице, обеспечивающих его полную загрузку в браузер пользователей, просмотр или иные пользовательские действия в течение не менее 15 секунд, за исключение обращения и загрузки технических страниц серверов.

Методика не применяется в целях определения посещаемости и включения в реестр сайтов, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей.

ПРАВОСУДИЕ
Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 48 «О внесении изменений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»

Пленум ВАС РФ разъяснил порядок формирования состава арбитражного суда.

Сообщается, в частности, что в целях исключения влияния кого бы то ни было на осуществление судьей его полномочий для формирования состава суда применяется автоматизированная информационная система, позволяющая определить путем случайной выборки состав суда для рассмотрения конкретного дела. Иные способы, применяемые в арбитражном суде для формирования состава суда и обеспечивающие соблюдение требований АПК РФ, могут быть использованы при отсутствии в суде автоматизированной информационной системы распределения дел.

Положение о неизменности одного и того же состава суда, установленное АПК РФ, распространяется на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, рассмотрения дела по существу и принятия решения. При коллегиальном рассмотрении дела данное положение относится как к председательствующему в судебном заседании, так и к другим судья, входящим в состав суда, рассматривающего дело, при этом правило о неизменности состава суда в отношении других судей, входящих в данный состав суда, действует со дня первого судебного заседания по делу, для рассмотрения которого они назначены.

Рассмотрение заявления о пересмотре судебного акта по новым вновь открывшимся обстоятельствам, отдельных вопросов, возникающих на стадии исполнительного производства (например, заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта), по общему правилу осуществляется тем же самым составом суда, которым принят соответствующий судебный акт.

Дело, переданное на рассмотрение другому составу суда, подлежит рассмотрению этим судьей или составом суда независимо от того, что впоследствии отпали обстоятельства, послужившие основанием для такой замены. Дело не возвращается судьей или составу суда, которому оно было распределено первоначально.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Письмо Минздрава России от 02.07.2014 № 16-4/2059436 <Об оплате труда за сверхурочную работу>

Минздрав России разъясняет порядок расчета минимальных размеров оплаты труда и часовой тарифной ставки в целях оплаты сверхурочной работы

Согласно ТК РФ минимальные размеры оплаты труда за сверхурочную работу устанавливаются не менее чем в полуторном размере за первые два часа работы и не менее чем в двойном размере за последующие часы. При этом порядка определения таких минимального полуторного и двойного размера оплаты сверхурочной работы ТК РФ не устанавливает. Порядок исчисления часовой тарифной ставки из установленной месячной в целях оплаты сверхурочной работы законодательством также не установлен.

По мнению Минздрава России, при оплате сверхурочной работы можно воспользоваться правилами статьи 153 ТК РФ, согласно которой минимальный размер двойной оплаты – двойной тариф без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором и включать в полуторную и двойную оплату все установленные в организации надбавки и доплаты либо часть из них.

Часовую тарифную ставку по мнению Минздрава России, целесообразно путем деления установленного работнику оклада на среднемесячное количество рабочих часов в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в часах.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Приказ МВД России от 31.03.2014 № 194 «О выдаче разрешений на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов)»

Обновлен порядок выдачи разрешений на установку спецсигналов и опознавательных знаков ФСО России на транспортные средства

Предусмотрено, в частности, что отметка о разрешении на установку устройств для подачи специальных световых (проблесковых маяков синего, а также синего и красного цвета) и звуковых сигналов проставляется в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Решение о выдаче разрешений на установку спецсигналов на транспортные средства при отсутствии специальных цветографических схем на их наружной поверхности принимается начальником ГУОБДД МВД России или его заместителем на основании письменных обращений руководителей соответствующих государственных органов, в которых указывается марка, модель, год выпуска, государственный регистрационный знак, идентификационный номер и цвет транспортного средства, а также сведения о его собственнике (владельце).

В отношении транспортных средств, на наружную поверхность которых нанесены специальные цветографические схемы, решение о выдаче разрешений принимается начальниками подразделений Госавтоинспекции, осуществляющих регистрацию данных транспортных средств, или лицами, их замещающими.

Приказ МВД России от 07.05.2014 № 410 «Вопросы организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией»

Утверждены правила организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией.

Приказом регулируются действия подразделений вневедомственнойохранытерриториальных органов МВД России по организации охраны объектов, включенных в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р.

Предусмотрено, что указанные подразделения:

принимают заявления на осуществление охраны объектов;

разъясняют заявителю основные положения организации охраны, а также общие требования МВД России к охраняемым объектам;

проводят первичное обследование объектов для организации их надежной охраны;

принимают решение о заключении договора на охрану объектов.

Признан утратившим силу Приказ МВД России от 31.08.2007 № 772, регулировавший отношения по договорной охране полицией имущества физических и юридических лиц.

Приказ МВД России от 19.06.2014 № 512 «О внесении изменений в Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции и дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденное приказом МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389»

Полицейские будут сообщать прокурору об ухудшении здоровья лиц, доставленных в дежурную часть

В частности, Приказом установлено, что при выявлении опасного для жизни и здоровья состояния или заболевания лица, доставленного в отдел полиции, оперативный дежурный обязан сообщить о тяжелом заболевании, травме или увечье лица его близким лицам, а также прокурору.

Информация об этом должна быть сообщена оперативным дежурным незамедлительно, но не позднее трех часов. В аналогичном порядке должна сообщаться информация о смерти доставленного лица.

ПРАВОСУДИЕ «Обзор практики по рассмотрению в 2012-2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков»

Отказ в возбуждении уголовного дела не является основанием для освобождения госслужащего от дисциплинарной ответственности

Помимо этого, в обзоре Верховный Суд разъясняет на примерах из судебной практики, в частности следующее:

непринятие государственным (муниципальным) служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он выступает, является основание для привлечения к дисциплинарной ответственности;

неисполнение гражданским служащим обязанности передать в доверительное управление ценные бумаги, акции (доли участия, паи в установленном (складочном) капитале организации) той организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные государственные функции, образует конфликт интересов;

близкое родство или свойство муниципальных служащих само по себе не является основанием для прекращения служебных отношений;

обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на государственных и муниципальных служащих в зависимости от включения занимаемых ими должностей в соответствующие перечни;

дисциплинарные взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным служащим дисциплинарного коррупционного проступка.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ