Проявить гибкость - значит прогнуться или загнуться?

06/02/2014 - 12:31
Читать u-f.ru на

2014 год для России – не только год Олимпиады, но и Год культуры. Интересно, как это отразится на жизни россиян? К олимпиаде идет бурная подготовка, о которой знают все, а культурные мероприятия, как правило, остаются уделом энтузиастов и известны только узкому кругу устроителей.

Организация любых событий — вещь трудоёмкая по времени и затратная по финансам. А в нашей стране, с постоянно меняющимися условиями игры, неожиданными новыми законами, метаморфозами в политической жизни, и вовсе трудно что-либо прогнозировать.

Например, в мае 2013 года администрация города Таганрога обратилась в «Арт-мастерскую» с просьбой разработать и организовать социальную акцию «Арт-лето». По идее авторов, в этом туристическом и культурном центре Ростовской области, должны будут работать всё лето 5 бесплатных творческих площадок с мастер-классами для детей. Заявленные цели программы исключительно социально-воспитательные. Вот тут и начинается урок гибкости.

Изначально, представители Администрации предполагали, что достаточно будет позвать художников и мастеров декоративно-прикладного творчества и дать им выставлять свои работы, и творческие площадки организуются сами собой. Ещё среди привилегий для мастеров значилось медийное сопровождение. На что мастера ответили, что участие в предыдущих акциях, организованных по такому принципу, не принесло им ни славы, ни денег. Кроме того для бесплатных мастер-классов нужны весьма платные материалы для творчества и это должны быть не ватман с простыми карандашами Т4. Тогда нам сказали — считайте, пишите, что нужно для организации, деньги — наша забота. И вот «Арт-Мастерская», имея 10-летний выставочный опыт, согласилась разработать программу мероприятий и организовать работу площадок, руководствуясь принципом эффективности: как реализовать проект с максимальной пользой для всех исполнителей и потребителей намеченных мероприятий.

Далёкие от политических, экономических и юридических тонкостей работы с властью, мы думали, что такой большой, серьезный образовательный проект (а планируемое число участников в подготовительный период – 4000 человек и еще, как минимум, 4000 в саму акцию) будет финансироваться из бюджета. Ведь на площадках должны работать подготовленные люди (10-20 человек), которые будут не только знакомы со всеми техниками и материалами, но и имеют опыт или образование в следующих областях: анимация, художественная деятельность, работа в сфере образования, привлечение внимания потребителя. Так же, для эффективной оценки результатов данного проекта-эксперимента требуются исполнители, способные собрать и обработать статистику.

Предполагается, что предварительно (в течении 2-3 месяцев) должна быть разработана и проведена большая рекламная кампания по привлечению внимания жителей города, организовано обучение работников, сбор информации и статистики о творческих кружках и учреждениях города. Собранную статистику планируется донести жителям средствами СМИ, чтобы они смогли сами сориентироваться в области творческого воспитания своих детей, а это время, тексты, встречи, деньги. Кроме того, планируется объединить мастеров, дать им возможность расширить свою аудиторию, обменяться опытом и контактами. Собственно, это все и называется деятельностью, направленной на пропаганду культуры среди населения.

Чтобы этот механизм сработал, необходимо не только управлять, но и решать возникающие проблемы, а эта деятельность отнимает всё рабочее время членов «Арт-Мастерской» и на данный момент зарплаты не приносит. Соответственно уже пол года мы занимаемся благотворительностью, сами того не замечая.

И несмотря на то, что сам проект очень интересен, перспективен и, безусловно, необходим для горожан и для развития творческого сообщества города, и отвечает озвученной президентом парадигме, на данный момент мы встретились с кучей бюрократических барьеров.

Бюджет программы, включающей более чем 9 месяцев организационной работы (без этапа проектирования и по весьма скромным подсчётам, так как достоверно не известно, сколько детей в день будет на площадках и сколько «бесплатных» материалов они потратят) составляет 2 млн. рублей. Программа одобрена, программа городу интересна и нужна, и должна быть реализована. Но, как вы уже догадались, неожиданно для нас выяснилось, что денег нет, причём ни копейки.

Держим удар, проявляем чудеса гибкости. А что есть?

И тут картина мира становиться просто каучуковой, что же есть в мире такого, чтобы из нуля сделать два миллиона для бесплатных мастер-классов? Информация меняется ежедневно, а то и ежечасно. Всем, кто планирует жить в нашей стране, рекомендую посетить курсы по развитию гибкости мышления, а в школе просто необходимо ввести предмет по двойной бухгалтерии, эти знания пригодятся детям больше, чем уроки творчества. Впрочем, это сродни искусству, художник тоже из ничего создаёт своё произведение.

Я, конечно, выступаю с позиции потребителя подобного проекта. Точно так же как врач заинтересован в выздоровлении больного, я, как профессионал, заинтересована в увеличении уровня грамотности населения в области культуры. Но пока русский врач выполняет свою функцию - медицина в целом, как социальный институт, находится в кризисе, то же происходит во всех бюджетных сферах, включая культуру. И, что самое страшное для меня, устраивая такие мероприятия, никто не заботится и не исследует их эффективность. В результате, по сравнению с акциями, которые проводят крупные магазины и сети, все начинания администраций в любых городах России, выглядят как минимум жалко, а должно быть наоборот. И как жалкое мероприятие может повысить уровень культуры и заинтересовать детей?

Ведь по сути дела, такие «арт-акции» как бы говорят зрителям: «Учитесь творчеству и будете до пенсии работать на улице в 40-градусную жару. Бесплатно. За идею».

Что же делать? Проявляем гибкость. Ведь мы прошли уже весомую часть пути: мастера согласились предоставить свои изделия для оформления творческих площадок в качестве примера, спонсоры (которых мы заинтересовали перспективами проекта) готовы выделить материалы для проведения мастер-классов, директора школ и заведующие детских садов сами выступают с инициативой организации дополнительных творческих занятий для детей. Это и не мудрено, потому что на самом деле на свободном рынке (в там числе в «Арт-Мастерской») участие в подобных мастер-классах с профессиональными материалами и преподавателями стоит от 500 рублей, в то время как при грамотной организации и составлении четкого графика, можно было бы добиться стоимости для учеников в 100 рублей. Но не факт, что выстроив систему таких творческих занятий, «Арт-Мастерская» получит хоть какую-то компенсацию за свой труд, и в результате для собственного развития у нас не останется ни средств, ни сил, ни времени. А ведь мы хотели в рамках этой программы разработать сувениры и товары для творчества с таганрогской тематикой: в детских садах требуется методический материал для занятий по воспитанию патриотического духа, а в рамках программы по развитию туризма в Таганроге можно было бы всем художественным сообществом создать великолепные картины с видами нашего города. Организовать отчётную выставку и награждение участников проекта и прочие запланированные мероприятия.

Однако мы надеемся и верим, что когда закончиться этап согласования, и все недоразумения будут разрешены, администрация снимет с нас часть организационных проблем, и мы с гордостью сообщим общественности, что миссия выполнима и программа будет-таки реализована в полном объёме на благо города. Достойно проводим 2014-ый Год Культуры, чтобы узнать, какие ещё сюрпризы ждут нас в 2015-м.

Президент сказал: Надо! Таганрог сказал: есть!

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ