Русский вопрос и Ставрополье. Проблемная зона

12/10/2013 - 21:20
Читать u-f.ru на

Новый врио губернатора В. Владимиров дал задание чиновникам готовить новую стратегию развития Ставропольского края.

Сначала итог, потом новации

Новейшая история Ставропольского края показала, что все попытки решения экономических краевых проблем без учёта его этнополитического положения закончились полным провалом. Ни по одной, поначалу широко разрекламированной социально-экономической программе, правящая в крае «Единая Россия» не отчиталась, и любая новая попытка выстроить отдельную потёмкинскую деревню в неспокойном регионе СКФО в виде очередной громкой «программной» декларации ждёт такая же «досрочная» судьба, как и губернаторов края, их провозглашавших.

Предпоследний единоросс В. Зеренков свой самый короткий срок губернаторства закончил самым большим дефицитом краевого бюджета. А сколько было восторженной шумихи в придворных СМИ!

Первое, что на наш взгляд должна сделать команда нового врио губернатора, – это провести глубокий и объективный анализ экономических просчётов и ошибок, сделанных его предшественниками, уровня теневой экономики, а также оценку коррупционной составляющей в экономике края. Далее – провести сравнительную характеристику этих показателей с соседними республиками СКФО. А потом можно переходить и к новым «стратегиям». Под эту задачу и новая команда.

Попробуем наладить диалог

Владимиров публично заявил, что готов вести конструктивный диалог со всеми здравомыслящими людьми независимо от партийной принадлежности. Попробуем наладить такой диалог через газету.

Если серьёзно отнестись к слову «стратегия», то Ставрополью в СКФО федеральный центр должен уделить внимание не меньшее, а даже большее, чем соседним национальным республикам. Но этого не происходит. Почему?
Ответ на вопрос лежит, опять же, не в чисто экономической сфере, а в русском вопросе, который встал на Ставрополье с особой остротой. В СКФО Ставрополье должно существовать в режиме Ставропольской Русской Республики (СРР), чтобы уравнять свои экономические и политические права перед Москвой.
Как показал опрос в Интернете, это уже аксиома. Из 14 тысяч интернет-пользователей СРР поддержало 85%.
Разумеется, конституционно закрепить статус такой республики пока невозможно, но что мешает внести запись в Устав Ставропольского края о субъектообразующем народе (или народах края), как это сделано в конституциях соседних национальных республик СКФО?

К истории русского вопроса в СКФО

За последние двадцать лет Северный Кавказ оказался самым проблемным регионом постсоветской России.

Две чеченские войны, самые крупномасштабные в мире захваты заложников в Будённовске, Кизляре и Беслане. Сотни терактов с многочисленными жертвами, сотни тысяч беженцев в собственной стране.

Для русского и другого славянского населения региона, да и всей России, эти жертвы оказались напрасными. Его массовый исход привёл к образованию из Ингушетии и Чечни крупного вайнахского моноэтнического анклава. Оно продолжает выезжать из других республик региона. Доля русских, казаков и других славян в регионе снизилась с 25 до 8%. Их «точка невозврата» приблизилась и в прямом, и в переносном смысле, а в Чечне и Ингушетии уже преодолена.

Тревога за своё будущее охватила русское и другое славянское население уже самого Ставрополья. И настолько, что группа депутатов краевой Думы, не разобравшись, приняла за чистую монету перепечатанный в ростовской газете фельетон из известного сайта «Фогньюс» с прогнозом о разделе края и направила в Генеральную прокуратуру РФ соответствующий запрос.

К сожалению, конфуз ставропольских парламентариев имеет под собой реальную почву. С предложением о фактическом разделе края выступил известный тележурналист из кремлёвского пула М. Шевченко.
Как могло произойти подобное посягательство на конституционные основы страны и, как следствие, на судьбу русского Ставрополья? По целому ряду основных причин.

Причина – в основном законе

Первопричина кроется в самом Основном законе РФ, которому в этом году исполняется 20 лет.

После развала СССР, в котором доля русского населения составляла 56%, в Российской Федерации она выросла до 80%. Но слова «русский» или словосочетания «русский народ» нет в Конституции Российской Федерации – главном правовом документе страны.
Ни одна из постсоветских многонациональных стран СНГ не приняла федеративного устройства. Только в ассиметричной Российской Федерации, не имеющей аналогов в мире, национальные права национального меньшинства страны закреплены в конституциях республик, устроенных по национально-территориальному признаку, в то время как в Основном законе страны и большинстве уставов «русских» краёв и областей государствообразующий русский народ даже не упомянут.

По иронии исторической судьбы, Карачаево-Черкесская автономная область, выйдя в 1991 году из состава Ставропольского края, получила свою Конституцию, с прописанным в ней статусом субъектообразующих народов. А в Уставе Ставропольского края упоминание о русских, казаках, других славянских народах, как и в Конституции РФ, отсутствует, хотя они в крае, как и в России, составляют 80% населения.
Изначально заложенная в Основном законе РФ идея лишения русского народа конституционного статуса не позволяет ни ельцинскому, ни путинскому руководству страны выстроить эффективный вектор национальной политики.

Русские или россияне?

Несоответствие продвигаемого концепта «российской нации» конституционному определению «многонациональный народ» привёл к тому, что в последнем Послании Президента РФ к Федеральному Собранию в 2012 году цитата из наследия Льва Гумилёва о «пассионарности» нации вырвана из контекста. Великий учёный в своих трудах говорил о русской и других этнонациях, а не о мифической «нации российской», гражданской или политической.

В 1996 году, в ходе первой «чеченской войны», под вторые выборы Б. Ельцина, была принята «Концепция государственной и национальной политики РФ», которая устарела в том же году. До её принятия на местах (в том числе и Ставропольском крае в 1994 году) были разработаны свои, региональные нормативные документы в области регулирования межнациональных отношений, которые позволили удержать ситуацию в ходе разгорающегося чеченского кризиса. Народы Северного Кавказа не были втянуты в братоубийственную войну всех против всех не благодаря федеральному центру, а вопреки ему.

Несмотря на лишение русского народа правосубъектности, а также исключение записи о национальности из российских паспортов и свидетельств о рождении, «российская нация» не сложилась. А в среде «россиян», кроме неуклонного роста межнациональной напряжённости, стали формироваться этнические анклавы, появление которых нанесло сокрушительный удар по самой теории формирования т.н. «россиянства».
В 2010 году главный идеолог Кремля, зам. главы Администрации Президента РФ В. Сурков в ходе визита в Чеченскую Республику заявил, что западные модели нациостроительства в России, как и в самой Европе, потерпели крах. Там же он назвал Чечню «краеугольным камнем» российской государственности, чем окончательно разоблачил себя и своего работодателя перед русским народом.

Россия, имеющая свою богатейшую историю межнациональных коммуникаций, была умышленно заведена в чужой идеологический тупик.
А Ставропольский край на Юге России оказался не территорией современной экономической модели цивилизованных рыночных отношений с постсоветскими соседями на Северном Кавказе, а зоной соприкосновения народов с различным цивилизационным кодом. В регионе, где исторические претензии проживающих в нём народов на фоне роста религиозного самосознания усугубляются современными вооружёнными конфликтами.

Необходимых выводов Кремль сделать не смог или не захотел

Концептуальную идеологическую брешь в нацполитике России Совет по межнациональным отношениям, созданный при Президенте РФ, поручил залатать четырём бывшим министрам по делам национальностей РФ: д.и.н В. Тишкову – главному идеологу «российской нации»; д.ф.н. Р. Абдулатипову – автору «Федеративного договора», вошедшего в Конституцию РФ 1993 года, нынешнему и.о. главы Республики Дагестан; В. Михайлову – бывшему заведующему отделом межнациональных отношений ЦК КПСС и В. Зорину – бывшему ответработнику ЦК КП Узбекистана.

Подготовленный ими проект «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2020 года» оказался худшим вариантом «Концепции…» 1996 года. Со скрытой издёвкой русский народ был назван в ней «системообразующим», т.е. народом, организовавшим систему, при которой он вымирает по миллиону в год. О казаках в «Стратегии…» нет даже упоминания.
Но самое тревожное – проект содержит пункты, регламентирующие замещающую миграцию и целые разделы по адаптации мигрантов в России.

В настоящий политический момент Президент России говорит об ужесточении миграционного законодательства, но «Стратегия…» как раз несёт обратную идею.
По инициативе общественного движения «Народная РЕКА (Русское Единство Кавказа)» 8 ноября 2012 г. в Ростове-на-Дону в ходе научно-практической конференции было принято обращение ко всем славянским, казачьим и другим общественным организациям с резкой критикой предложенной «Стратегии...».
Это обращение было поддержано в Москве членами ПДС НПСР (постоянно действующего совещания национально-патриотических сил России), а 5 августа 2013 г. ПДС НПСР направил открытое письмо Президенту РФ с требованием отменить свой Указ и приступить к разработке её новой редакции.

Сергей ПОПОВ, госсоветник РФ II класса, член Союза журналистов

Источник: http://www.stav-reporter.ru/index.php/problemnaya-zona/3918-russkij-vopr...

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ