Гусеничный трактор

12/08/2013 - 10:34
Читать u-f.ru на

Надежность гусеничного трактора определяется ходовой частью. Она определяет ресурс трактора. Движение гусениц при их сцеплении с поверхностью почвы преобразуется в поступательное движение трактора. Ходовая часть служит для передвижения и создания тягового усилия трактора. Несущая способность на различных грунтах разная. Особенность ходовой гусеничного трактора определяет его сильные и слабые стороны.

Преимущества гусеничного трактора:
Меньшее удельное давление на почву (трактор не проваливается на вязких почвах, болоте);
Лучшая проходимость по мягким почвам;
Возможность более раннего начала весенних работ;

Недостатки:
Гусеничный трактор более сложен по устройству;
Его движение по асфальтированным дорогам ограничено;

Из чего состоит ходовая система?

В ходовую часть гусеничного трактора входят остов, гусеничный движитель, подвеска. Ходовая система состоит из несущей и ходовой части. Общим для всех гусеничных тракторов является строение несущей ходовой части.

Несущая система — это сварной корпус полурамной конструкции. Основные элементы: балки, брусья передние и поперечные, которые к ним крепятся, кронштейны, опоры, для крепления двигателя и элементов ходовой части, лонжероны, рессоры.Тяговый класс трактора влияет на конструкцию ходовой части и подвески.

В нашей стране существуют гусеничные трактора следующих тяговых классов:
Тяговый класс 2: тракторы Т-70 всех модификаций;
Тяговый класс 3: тракторы ДТ-75 всех модификаций, тракторы Т-150;
Тяговый класс 4: трактор Т-4А, ТТ-4, ВТ-150, ВТ-170;
Тяговые классы 6,10: тракторы Т-130, Т-170, Т10;
Тяговые классы 12,15,25 и выше: бульдозеры Б12, Б11; бульдозеры марок «ЧЕТРА»;

Особенности ходовой тракторов тяговых классов со 2 по 4

У тракторов тяговых классов со 2 по 4 ходовая часть — это гусеничный движитель. Он включает в себя натяжной механизм, балансиры, поддерживающие ролики, ведущую звездочку и гусеничную цепь. Гусеничная цепь состоит из шарнирно соединенных звеньев. Звенья соединены стальными закаленными пальцами. В отличии от тракторов классов от 6 и выше, здесь башмаки у гусеничной цепи не предусмотрены. На внутренней поверхности цепей звенья имеют беговые дорожки, по которым перекатываются опорные катки кареток, а также направляющие реборды. Подвеска трактора представляет собой четыре балансирных каретки. Две каретки представляют тележку. Последняя состоит из внешнего и внутреннего балансиров, опирающихся на катки, пружины, установленной между балансирами. Подвеска обеспечивает плавность хода и соединяет гусеничный движитель с рамой.

Особенности ходовой тракторов тяговых классов от 6 и выше

У тракторов тягового класса от 6 и выше ходовая часть — это гусеницы и поддерживающие их элементы — натяжные колеса, поддерживающие и опорные катки, ведущие колеса, размещаемые на рамах тележек и корпусе с лонжеронами трактора. Гусеница выполняется из составных элементов: звеньев, на которых размещаются соосно с их проушинами втулки и пальцы, а на привалочных поверхностях — башмаки, которые крепятся к ним с помощью башмачных болтов и гаек. Подвеска – балансирная в виде рессоры (балки). Рама крепится тремя точками к рессоре и 2 кулаками. Качание рессоры относительно корпуса трактора происходит вокруг шарнира, связывающего коробку и крышку рессоры. На болотоходных тракторах к пакету листов рессоры добавлен удлиненный лист. Рессора также служит для смягчения ударов. Рамы тележек различаются по колее и количеству катков. В новых модификациях бульдозеров роль рессоры играет балка.

Можно ли увеличить ресурс ходовой части трактора, и зачем это нужно?

Ходовая часть составляет 20% от массы трактора, поэтому задача по увеличению их ресурса всегда актуальна. Соответственно, в цене трактора ходовая занимает также 10-15%. Кроме того, нужно отметить, что в последние года в производстве гусеничных тракторов ужесточаются технические требования, в частности, к исполнению ходовых систем. Это связано, прежде всего, не только с внутренней конкуренцией, но и хорошими предложениями со стороны зарубежных производителей.

Главные из них: повышение показателей безотказности и ресурса в тяжелых условиях эксплуатации, например, на грунтах с высокой влажностью (гидронамыв) с большим содержанием песка с кварцевыми включениями (более 35%) при знакопеременных температурах внешней среды. Повышение ресурса гусеницы дает к тому же и хорошую экономию. Как известно, замена гусеницы требует замены колес ведущих, натяжных, катков поддерживающих и опорных. Что весьма и весьма затратно.

При увеличении ресурса работы гусеницы есть несколько видимых плюсов: это и уменьшение количества простоев трактора, реже происходит замена самой гусеницы и других узлов ходовой, тем самым удешевляется эксплуатация трактора. И конечно, общее повышение конкурентоспособности нашей тракторной техники, оптимальное сочетание «цена-качество». Работы по совершенствованию технологии изготовления комплектующих и деталей для гусениц промышленных тракторов, несмотря на тяжелые экономические условия, ведутся на всех основных заводах-изготовителях ходовых систем гусеничных тракторов отечественного производства.

Ходовая часть составляет 20% от массы трактора, поэтому задача по увеличению их ресурса всегда актуальна. Соответственно, в цене трактора ходовая занимает также 10-15%. Кроме того, нужно отметить, что в последние года в производстве гусеничных тракторов ужесточаются технические требования, в частности, к исполнению ходовых систем. Это связано, прежде всего, не только с внутренней конкуренцией, но и хорошими предложениями со стороны зарубежных производителей.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ