Столичные стоматологи станут автономными

06/08/2013 - 18:34
Читать u-f.ru на

Московские власти планируют изменить статус стоматологических поликлиник, подчиняющихся департаменту здравоохранения, и перевести их из бюджетных учреждений в автономные. Об этом «Известиям» рассказал и.о. заместителя мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников. По его словам, это заставит главных врачей следить за тем, чтобы деньги пациентов шли в бюджет учреждения, а не в карманы медикам. Вместе с тем платить москвичам придется за меньшее число услуг, чем сейчас.

По словам Леонида Печатникова, смена статуса учреждений заставит их руководство выстроить более эффективную финансовую модель.

— Сегодня в городских стоматологических клиниках очень много платных услуг, — отметил чиновник. — При этом деньги пациентов часто идут в карман медикам и проходят мимо кассы. Когда поликлиники станут автономными, 83-й федеральный закон даст главному врачу возможность более свободно распоряжаться средствами поликлиники. Тогда у него появится дополнительный стимул направлять деньги именно в кассу. Наша задача — перевести те деньги, которые пациенты сейчас платят, в легальное поле. Таким образом можно будет и увеличить налогооблагаемую базу. При этом платить больше, чем сейчас, пациенты не будут.

Ранее и.о. заместителя руководителя столичного департамента здравоохранения Алексей Хрипун упоминал, что среди бесплатных стоматологических услуг точно останутся вопросы профилактики, детская стоматология и экстренная стоматологическая помощь. Как рассказал Леонид Печатников, пакет бесплатных услуг планируется расширить.

— Мы сейчас проводим анализ в этой сфере и должны решить, какие виды стоматологической помощи будут оказываться бесплатно всем москвичам, какие — льготным категориям, а какие стоматологические услуги люди должны оплачивать сами, — сказал и.о. вице-мэра. — Объем стоматологических услуг, которые оказываются в рамках ОМС, скорее всего, будет больше. Мы готовы расширить бесплатный перечень, но всё, что в него не войдет, должно оплачиваться легально.

Согласно 83-му федеральному закону, и бюджетные, и автономные учреждения могут «заниматься приносящей доход деятельностью» и распоряжаться этим доходом. При этом автономные учреждения могут положить деньги в банк и тем самым заработать на процентах, а бюджетные не имеют права этого делать. И те, и другие должны запрашивать разрешение на совершение сделок, если их сумма превышает 10% стоимости активов. Бюджетные получают разрешение учредителя, то есть департамента здравоохранения, автономные — попечительского совета, куда должны входить в том числе представители учредителя. Автономные учреждения в отличие от бюджетных могут совершать закупки без тендеров.

— Свободы у автономных учреждений действительно больше, — отметил заведующий кафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексей Скопин. — Возможность без тендеров делать закупки уже существенно упрощает многие вещи.

По словам Скопина, у системы есть и свои минусы: когда учреждения становятся автономными, у руководителей появляются более серьезные рычаги давления на подчиненных, а те становятся менее защищенными.

— Средства, которые можно вкладывать в банк, становятся более мобильными, — пояснил эксперт. — Но опять-таки появляется новая опасность: нет гарантии того, что главный врач не начнет использовать эти средства в собственных целях. Взаимодействовать с наблюдательным советом, как правило, проще, чем с департаментом, и уменьшается зависимость от вертикали власти.

По мнению Алексея Скопина, было бы целесообразно сначала в пилотном режиме перевести в автономные часть поликлиник и посмотреть, какие эффекты это принесет.

— Разница между работой автономного и бюджетного учреждений на практике оказывается невелика, — считает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. — Как правило, гораздо больше зависит не от типа учреждения, а от личностных и деловых качеств руководителя. По оценкам независимых экспертных компаний, объем теневых платежей в сфере здравоохранения в целом по России составляет от 25% до 40% от объема государственного финансирования.

— Если главврач думает о том, чтобы больше положить денег в карман, новая система его не изменит, — говорит президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов. — Поэтому оснований надеяться, что коррупции в стоматологии станет меньше, я не вижу.

При таком положении дел и количестве московских клиник, человеку довольно трудно определиться с выбором. На сайте http://topdent.ru возможно найти всю информацию о столичных клиниках, проводимых акциях, ценах и прочей полезной для клиента информацией

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ