О спектакле "Господин Ибрагим и цветы Корана"

16/01/2013 - 10:59
Читать u-f.ru на

Мелодрама - очень благодатный жанр. Как только в фильме, или вот, в спектакле речь заходит об одиночестве, брошенных детях и умирающих стариках, - тут уж наши граждане сразу признают увиденное отличным зрелищем, и выходят из зрительного зала утирая слезы. В принципе, работа режиссера при наличии мелодраматического текста для постановки может сводиться к нулю – определить мизансцены и проследить, чтобы артисты в нужные моменты патетически возводили глаза к небу или горестно вздыхали. Тут совершенно уместным представляется процитировать Карела Чапека: «Автор никогда и не узнает, удалась ли ему пьеса. Даже количество спектаклей ничего не доказывает, ибо, по театральным понятиям, если пьеса быстро сошла со сцены, это потому, что она провалилась и никуда не годится; если же выдержала много спектаклей, то потому, что это халтура, угождающая низменным вкусам.».

Впрочем, не будем лишний раз разглагольствовать. В Ростовском Молодежном театре прошла премьера нового спектакля «Господин Ибрагим». Сама повесть «Господин Ибрагим и цветы Корана» – это вторая книга из тетралогии «Цикл незримого» (у нас больше всего известна третья, «Оскар и Розовая дама») в сценической версии режиссера Михаила Заеца. Как и прошлые премьеры, по полюбившейся традиции недавно ставшего главным режиссером г-на Заеца спектакль является переносом из театра города Екатеринбурга, где имел название «Момо». Эрик-Эмманюэль Шмитт — мировая знаменитость, это едва ли не самый читаемый и играемый на сцене французский автор, и это уже говорит о многом . Общая тема четырех книг Шмитта – человек и религия: в «Оскаре» это христианство, в «Господине Ибрагиме» - иудаизм и суфизм. Хмурый подросток Момо (уменьшительное от «Моисей»), обделенный родительской любовью, находит себе друга, но также и Учителя с большой буквы: соседа-бакалейщика, которого все зовут Арабом (на самом деле господин Ибрагим – турок). Тот учит его всему – улыбаться, думать, понимать людей, видеть красоту женщин и пейзажей. Замечать в мироздании присутствие Бога. Это не «религиозное воспитание» в прямом смысле, но, скажем так, воспитание человека умного, честного, жизнелюбивого и, тем самым, по Шмитту – богоугодного. А верит он в Иегову или в Аллаха, не так уж и важно.

В спектакле задействованы лучшие актерские силы – Николай Ханжаров, Александр Семикопенко, Валерия Искворина и Евгений Овчинников. После столь не полюбившимся ростовским театралам «Гусары, вперед!!!» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки», новый спектакль в таком актерском составе ожидался с нетерпением. Теперь пришло время подумать, а оправдалось ли оно? И вот тут нет однозначного ответа.
С одной стороны, безусловная актерская удача, быть задействованным в спектакле, построенном на тексте популярного драматурга с несколькими театральными премиями «Мольер» в кармане. Удача, в течение всего лишь одного часа продемонстрировать весь свой актерский диапазон (По ходу действия на долю Александра Семикопенко и Валерии Исквориной перепадает несколько превращений в различные образы). Нельзя не отметить отличную работу Евгения Овчинникова в роли Момо и пожелать ему не терять достигнутых высот впредь. Николаю Ханжарову (Господину Ибрагиму) приходится конкурировать с самим Омаром Шерифом, получившим за роль в фильме Франсуа Дюпейрона «Месье Ибрагим и цветы Корана» приз на Венецианском кинофестивале. И надо со всей откровенностью сказать, даже исключив святое чувство патриотизма, что ростовский Ибрагим ни капельки не хуже. Вот только одно «но». Как опять-таки говорил Карел Чапек: «… если на премьере случайно никто из актеров не запнется в монологе, не свалится плохо закрепленная кулиса, не перегорит прожектор и не произойдет какая-нибудь другая авария, критика с похвалой напишет, что «режиссура была добросовестная». Но это чистая случайность.»

К сожалению, режиссер Заец значительно уступает и Эрику-Эмманюэль Шмитту, и актерам РОАМТ. Как говорят профессионалы сцены «Они его переигрывают». Михаил Заец отчаянно демонстрирует старательность отличника, вызубрившего урок по правильной режиссуре и очень наглядно пытается вложить в один спектакль все им усвоенные правила. «Нужны звуковые эффекты», - старательно записывал на лекции бывший студент. И вот во время спектакля слышен рев неопознаваемого самолета, появление которого никак не объясняется по ходу действия и актеры вынуждены прикладывать ладошки козырьком, якобы всматриваясь в его силуэт. «Налаживайте прямой контакт со зрителем», - с кафедры звучит новое правило и - актеры всовывают зрителям первых рядов в руки различные предметы, пытаются сыграть с ними в нарды или спросить время. Во время всего спектакля появляется и пропадает звук в совершенно необъяснимые зрителю моменты, от чего на сцене зависают странные паузы и на лицах актеров появляется растерянность как у людей, попавших в неловкую ситуацию. Так что, следуя описанию все того же Чапека, назвать режиссуру добросовестной никак не возможно.
Но если вы все еще колеблетесь, смотреть ли этот спектакль или нет, все-таки примите правильное решение и сходите. Когда у нас еще поставят спектакль по Шмитту, пусть и не очень удачный?

На фотографиях Екатерины Серебряковой - артисты Театра на Свободе:
Валерия Искворина, Николай Ханжаров, Евгений Овчинников и Александр Семикопенко.

Ксения Берникова

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ