Все дороги ведут к Сереге…

11/18/2011 - 09:38

– И много вас таких…ммм…? – интересуюсь я, осторожно пытаясь подобрать подходящий эпитет

– Сумасшедших, вы имеете в виду? – перебивает меня Сергей и начинает про себя считать, загибая пальцы. На мизинце одной руки заканчивает счет.

– Сумасшедших, вы имеете в виду? – перебивает меня Сергей и начинает про себя считать, загибая пальцы. На мизинце одной руки заканчивает счет.

– Вместе со мной шестеро.

Их мало, но они всегда в шлеме и в «седле»… Лихие, отчаянные и со скоростью исключительно «на ты». О таких, как мой собеседник, обычно говорят «камикадзе», крутят пальцем у виска или молятся за их рисковую жизнь. Сами же мотоциклисты, прекрасно отдавая отчет в опасности, откровенно смеются ей в глаза, и все-таки каждый раз перед дорогой украдкой смотрят вверх, надеясь и веря, что Он их не оставит.

– Ничего не боится только глупец, – улыбается Сергей. – От каждой поездки эмоции, как от первой...

Сергей Манжиев – единственный в республике мотомеханик, ремонтирующий всю двухколесную технику сложнее велосипеда – мотоциклы, скутеры, аквабайки, квадроциклы. Прирожденный, потомственный байкер, для которого езда на «моцике» – что ходьба пешком: дело привычное. Поправляет всякий раз, когда я называю мотоцикл увлечением…

– Раньше, по юности – да, УВЛЕКАЛСЯ! Сейчас это мой хлеб: то, что кормит меня и всю семью. Я посвятил мотоциклам всю свою сознательную жизнь. Сколько себя помню, я на них катался, разбирал, собирал. Бывало, катался на том, что сам переделал, смодифицировал. На сегодняшний день применяю все знания и навыки профессионально – оказываю услуги по ремонту мотоциклетной техники разных конструкций.

В Кабардино-Балкарии занимаюсь этим один и не совру, если скажу – «к сожалению». Заказов очень много, а времени бывает в обрез. С одной стороны, радует, что популярность подобных видов транспорта растет, с другой – расстраивает полное отсутствие компетентных, толковых мастеров, и даже торговых точек по продаже мотозапчастей. А ведь когда-то в Нальчике была сосредоточена одна из самых многочисленных мототусовок (1000 мотоциклистов в одном только Нальчике) и крупнейший в северокавказском регионе рынок по торговле различным «железом» для мотоциклов. Его называли «Ява»-рынок по имени ведущего чешского мотобренда, как сейчас модно говорить. Рынок располагался на территории нынешней площади Абхазии и просуществовал на этом месте примерно до середины 1980-х годов. Сюда приезжали из всех уголков Юга – из Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской области, из соседних кавказских республик, при том, что самой «Явы» ни у кого не было. А, например, в Ростове много у кого были мотоциклы этой марки, но рынка, торгующего запчастями, не существовало.

Позже «Ява»-рынок передислоцировался на место, где сейчас находится рынок «Дубки», и приблизительно с этого времени стремительно стал утрачивать интерес к себе среди народа. Мне хорошо запомнилось, как в 1993 году на встречу не выехал ни один мотоциклист из всей этой огромной гильдии. Это был своеобразный удар по психике подростка (мне было 18 лет), одержимого мотоциклами. Но время было очень тяжелое – развал страны, экономический кризис, поэтому многим пришлось отказаться от своих байкерских увлечений. К счастью, себя к этим многим я отнести не могу, потому что как сел с тринадцати лет в железное «седло», так «борозду» и не отпускаю. Даже проработав почти пять лет за границей, не прекращал кататься. Кстати, те шесть человек, которых я причислил вместе с собой к «сумасшедшим» – это тоже люди, у которых вечная любовная история с мотоциклом. В городе сейчас появилась масса катающихся, и на вопрос, много ли нас, я бы мог назвать цифру гораздо больше шести. Но я обозначил лишь тех, для кого байк – это не вчера приобретенная дорогая игрушка, а образ жизни, философия, стихия…

А тем, кто хочет начать изучать эту «философию», кто только сейчас приобщается к так называемой мото-тусе, что посов¬туете? – интересуюсь я.

– Одумайтесь, забудьте – это первое, что я говорю всем, кто с блеском в глазах делится со мной желанием купить себе мотоцикл. Как правило, это люди в возрасте от тридцати, семейные, с детьми, при хорошей работе и с высоким достатком. «Зачем?» – каждый раз восклицаю я. В жизни все прекрасно, со здоровьем никаких проблем, найди себе другой, менее травмоопасный вид развлечений. Это только кажется на первый взгляд, что научиться ездить легко: весьма ошибочное мнение. К тому же мотоцикл – не машина, он куда более компактный, маневренный. Ты едешь на автомобиле, где-то кого-то зацепил, кто-то тебя подрезал (я даже не беру в расчет крупные ДТП) – отделался царапинами на железе.

С мотоциклом все чревато куда более плачевными последствиями. В пути любое касание о двухколесного «резвого скакуна» – и в следующую секунду «наездника» будут искать уже в кювете или в нескольких метрах от мотоцикла, а чем он сумеет отделаться – царапинами и ссадинами, или не выкарабкается вовсе – на это воля Божья. Да что там касание! Любая ямка, кочка, выбоина на дороге – серьезная угроза для мотоциклиста. Да и вообще дорога таит в себе много непредсказуемого. К примеру, однажды мне пришлось в вечернее время суток (а стемнело уже прилично) возвращаться с одного байкерского мероприятия на Машуке (в Пятигорске). Надо признаться, я не любитель ночных путешествий, но обстоятельства вынудили. На одном из поворотов – резкий удар. Впереди навстречу – машина. За считанные секунды в голове мелькнула мысль: «Ну все, сейчас точно под колеса этой легковушки – и поминай как звали». Вдруг чувствую – удержался. Дальше сумел сгруппироваться и продолжить путь. Вернувшись домой, обнаружил клок кошачьей шерсти, застрявший в проломленном обтекателе. Видимо, животное куклачевской дрессировки решило между колесами змейку выписать. В результате оба рисковали жизнью, но я, по крайней мере, сижу сейчас перед вами.

Почему же вас в свое время родители не отговорили или не запретили иметь дело с таким опасным транспортом?

– А потому что сами были заядлыми моторейсерами. Классно звучит на современный манер (смеется). На самом деле в послевоенное время автомобиль мог себе позволить не каждый, а мотоцикл, мопед были более доступными средствами передвижения. Я почему считаю себя потомственным байкером? Потому что у меня деды ездили на «моцике», мама, отец. Мальчишкой я очень сильно заинтересовался и все клянчил у родителей хотя бы мопед. Но, как всегда это бывает, уговор был – «в обмен на хорошую учебу».

Вот к концу восьмого класса, после наблюдений за моей бесконечной возней с железом, страстью к ремонтированию запчастей, постоянным «изобретением велосипеда», с хорошим аттестатом впридачу папа решился на покупку мопеда. А дальше, имея готовый мопед, я всегда мог его переделать до максимально возможных кондиций. Конечно, проще было продать его, добавить немного денег и купить настоящий мотоцикл, что вскоре и произошло. О японской и немецкой техники liebherr и других марок, приходилось только мечтать и «облизываться», увидев в журналах. Но «Ява» тоже позволяла ощущать себя «впереди планеты всей».

Когда мой респондент говорит о своей юности, молодости, невольно удивляешься: с виду ему не больше двадцати пяти. К тому же с общими представлениями о байкерах его роднят разве что татуировки и звуки тяжелой рок-музыки, доносящиеся из магнитолы. Нет лысины, густой и длинной бороды, он совсем не высокого роста и не атлетичной комплекции. Одним словом, с первого взгляда даже не скажешь, что этот молодой отец семейства, автомеханик и фельдшер по образованию – отчаянный мотогонщик.

– Признаюсь, с появлением семьи, детей я начал смотреть на многие вещи в жизни под другим углом. Можно сказать, чуть успокоился. Еще бы, раньше нес ответственность только за свою жизнь, которую и отдать не жалко было за скорость и адреналин. А сейчас спокойствия хочется. Хотя супруга моя тоже катается на мотоцикле и хочет приобрести собственный. Наверное, поэтому и не «клюет» меня за мои байкерские шалости.

На байк-слеты мы, кстати, тоже вместе ездили. Правда, сейчас я и сам редко на них выбираюсь. В этом плане мы, нальчикские мотоциклисты, – ребята не особенно организованные. Посещаем, безусловно, «мото-корпоративы»: к примеру, уже третий год подряд участвовали в ежегодном байк-слете на Таманском полуострове. Но как таковой организованности и сплоченности все равно не хватает. Хотя это и понятно: люди все занятые, со своими делами и проблемами. В отличие от меня для них мотоцикл – это любимое хобби. Мне же, единственному пока, приходится это хобби «лечить», поэтому иногда даже отдыха себе позволить не могу, работа остановится.

Вообще хотелось бы, конечно, вернуться к старым добрым временам, когда количество мотоциклистов напоминало армейский взвод, создать какую-нибудь общественную организацию, как говорится, клуб по интересам, проводить в республике мероприятия с приобщением молодежи к мотоспорту. Но среди «старичков» этим заниматься некому, опять же в силу загруженности другими, более значимыми делами, а молодым моторейсерам вряд ли подобная идея покажется интересной. Они, как и мы в свое время, катаются ради собственного удовольствия, а сейчас потому еще, что это модно стало. В городе есть пара-тройка молодых ребят, которые очень хорошо катаются, выполняют трюки посложнее езды на заднем колесе. Но таких единицы. Некоторые же порой переоценивают свои возможности. Поэтому как водитель с двадцатидвухлетним мотостажем я хочу предостеречь начинающих байкеров. Моде можно отдавать дань, но не жизнь. Не стоит бахвальства ради покупать мотоцикл и гонять на нем, выжимая последних «лошадей». Этот вид транспорта, безусловно, создан для изощренных любителей скорости, но только тех, кто умеет им грамотно управлять. А это, поверьте мне, годы серьезных тренировок. Чем опытней мотоциклист, тем больше он будет вас отговаривать, ибо наверняка ему самому неоднократно Всевышний жизнь авансом возвращал.

Беседу периодически прерывает телефон, а каждый звонок сопровождается глубокими вздохами и фразой: «Очень много работы». Внезапно рассказчик замолкает. Его взгляд устремлен на проезжающего мимо мотоциклиста. Словно забыв на мгновение о моем присутствии, он озвучивает мысль: «А вот и молодой, его я не знаю… У меня еще не был. Но ничего, скоро познакомимся. В КБР все мотодороги рано или поздно приведут к Сереге»…

http://kbr.mk.ru/article/2011/11/15/642948-vse-dorogi-vedut-k-serege.html

Источник: 
автор: 
admin
Раздел: 
Спорт
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: