Три тысячи чертей, здесь родина чудес! Открытие сезона в Ростовском молодежном театре

11/10/2012 - 09:13
Читать u-f.ru на

России как родине чудес подивился испанец Винценто. Дивились и зрители конной атаке, в которой остроумно задействованы стулья; тому, как лихо нападающие орудуют ядрами; фигуре генерал-лейтенанта Балмашова, походка которого изобиловала балетными па, и самому Винценто, до крайности экспансивному, как и полагается, видимо, человеку из знойных краев.

Речь идет о спектакле «Гусары, вперед!» по пьесе А. Гладкова «Давным-давно», которым Ростовский молодежный театр начал новый сезон. Режиссер М. Заец с первой же сцены, с первого музыкального такта дает понять, что Отечественная война 1812 года не так далеко отстоит от Отечественной войны в XX веке – их объединяет историческая память народа. Ну, это я так пытаюсь «нагрузить» то, что представлено на сцене в минималистских декорациях А. Паненкова (колонны в бальной зале во втором действии трансформируются в противотанковые заграждения).

Звучит популярнейший пасадобль 30-х годов «Рио-Рита», танго «Утомленные солнцем» (37-й год) – оно же потом оказывается песней Шурочки. Одна из барышень, только что щебетавшая в сцене бала,
теперь, одетая по моде тех же 30–40-х, с волнением и энтузиазмом, свойственными той поре, когда торопили время («Время, вперед!»), продолжает объявлять тематические блоки: бал, война, бивак, усадьба Азарова….

Надо понимать, актерская бригада военных лет дает концерт-ревю, отсылая нас к событиям 1812 года. Играются сцены, порой не претендующие на сюжетную завершенность, и артисты, сказав свой монолог, пропев или отбив чечетку, подходят к рампе и кланяются.

В очередной свой выход ведущая прямо говорит: «Пока артисты переодеваются, я прочту вам письмо», – и читает школьный бред про Наполеона с Гитлером и Сталиным. Это, видимо, чтобы уж максимально приблизить бородинские события к текущему моменту. Довольно наивно, но весь замысел понятен и легко принимается, однако чем дальше катит действие, тем очевиднее, что пьеса, скорее всего, рассматривается как исходный материал для трюковой игры, забавной эксцентрики, действительно веселящей публику. Порой, на мой взгляд, с перебором: например, Д. Нефедьеву дали роль очередного беса, приписав безобидному графу Нурину подозрительные качества.

Лирическими линиями в пьесе режиссер пожертвовал, что, в общем, неподсудно. Между поручиком Ржевским и Шурочкой идет нескончаемая пикировка, а не любовная игра, и в таком рисунке С. Беланов и Л. Мелентьева вполне убедительны. И в отношениях другой пары – А. Корзун и Е. Овчинников – нет никакого намека на нежные чувства. Луиза – вовсе не дива, шармом которой сражен весь партизанский отряд, а глупенькая жеманница; Пелымов же – субъект с навсегда обиженным лицом. Короче говоря, некая условная любовь, впрочем, в рамках легчайшего жанра.

Сложнее другое – серьез, который не извлекается из самой пьесы, а пристегивается, когда история выходит на коду. А ведь Шурочка не приключений ищет, убегая из дома, а идет защищать Отечество. И слова эти произносятся, но они тонут в обилии аттракционов. В финале из динамиков слышен голос Левитана: «Сегодня в четыре часа утра, без объявления войны…». Все застывают, подняв головы к невидимому диктору. Взяв лежащие на авансцене шинели, мужчины уходят, женщины смотрят им вслед. Это классическая цитата, имеющая в истории нашего театра и кино (отошлю читателя хотя бы к «Сказке сказок» Ю. Норштейна) куда более достойное исполнение.

…После всех передряг, выпавших на долю Молодежного театра, он начинает новую страницу, имеет привлекательный репертуарный план на ближайшее будущее, и очень хочется, чтобы он нашел общий язык с разной публикой. Недавно был упорный крен в интеллектуальную драму, нынче, судя по премьере, – в озорство. Держаться одной стилистики – всё равно что питаться одним блюдом. Второй, третий спектакли, надо полагать, дадут более полную картину.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ