Карачаево-Черкесия после всероссийской переписи населения 2010 года

11/11/2010 - 12:11
Читать u-f.ru на

Наиболее актуальная проблема в Карачаево-Черкесии, которая неизменно вызывает повышенное внимание народов многонациональной республики – это власть. Точнее – пропорциональное разделение властных полномочий между представителями субъектообразующих народов. Такое положение давно стало традицией, попытки изменить которую воспринимаются гражданским обществом республики очень болезненно.

Однако президент Карачаево-Черкесской Республики Б.С. Эбзеев, придя к власти, попытался сломать данную традицию. При вступлении Б.С. Эбзеева в должность президента Карачаево-Черкесской Республики осенью 2008 года, пост вице-президента КЧР, традиционно «закрепленный» за представителями русско-казачьего населения республики, был им «заморожен», а должность председателя правительства КЧР, которую адыгские этносы республики считали «своей», президент Б. Эбзеев передал представителю греков, которые компактно проживают на территории Карачаево-Черкесии. Данное событие не оставило равнодушными, в первую очередь, черкесов. Утрата ключевого для объединенного адыгского этноса поста премьера в республике привела к политической активизации адыгов не только в Карачаево-Черкесии, но и в соседних с ней регионах. В результате возникшего затяжного кризиса власти должность премьера КЧР была черкесам «возвращена» в первой половине 2010 года и сформировано новое правительство республики.

Президент КЧР Б. Эбзеев так и не смог, хотя пытался в течение двух лет, оставить без внимания требования черкесов о своем праве иметь этнического черкеса председателем правительства КЧР, звучавшие на многочисленных митингах и акциях протеста еще начиная с 2008 года. При этом предложенный черкесам в виде «отступного» пост вице-президента КЧР, традиционно занимаемый представителями русско-казачьего населения республики, был черкесскими делегатами отвергнут. Видимо, это произошло из-за того, что пост вице-президента не наделен никакими реальными властными полномочиями. В свою очередь Б. Эбзеев не принял встречное предложение о «передаче» поста председателя Народного Собрания (Парламента) КЧР черкесам в качестве «компенсации» за утрату ими поста председателя правительства республики. В результате республика была втянута в затяжной этнополитический кризис.
Такое положение стало возможным при игнорировании требований статей Конституции КЧР, касающихся национального представительства. В соответствии со Статьей 92 п.2 Конституции КЧР должен быть сформирован Президиум Правительства КЧР, который является постоянным рабочим органом Правительства. А в соответствии с требованием статьи 92 п. 3 Конституции КЧР Президиум Правительства КЧР формируется из Председателя Правительства, его заместителей, членов Правительства с учетом национального представительства. Ключевая фраза здесь – «с учетом национального представительства». И именно данное требование Конституции КЧР руководство республикой периодически «забывает» соблюдать. Кстати, в соответствии со Статьей 83 п.2 Конституции КЧР, персональный состав Президиума Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, также формируется с учетом национального представительства. Заложенные в основном законе КЧР статьи, прямо указывающие на необходимость формирования основных руководящих органов и в исполнительной, и в представительной и законодательных ветвях власти именно с учетом национального представительства, недвусмысленно указывают на важность для жителей этой многонациональной республики иметь «своих» этнических представителей в коридорах высшей республиканской власти.
Наличие этих статей в Конституции КЧР является отражением истории становления республики как самостоятельного субъекта РФ, институализирует итоги прежних лет активного, зачастую вооруженного, этнического противостояния, когда само существование единой Карачаево-Черкесской Республики было под большим вопросом.
Этнически окрашенные протестные мероприятия, фактически, не прекращались в КЧР с момента вступления Б. Эбзеева на пост президента КЧР, начавшись с его попытки провести «реформу по игнорированию этничности».

Свою концепцию реформы по «борьбе с этническим фактором в политике» и выстраиванию «новой реальности» Б. Эбзеев изложил в самом начале своей деятельности в качестве президента КЧР 8 октября 2008 года: «Этнополитический фактор, на мой взгляд, в Карачаево-Черкесии заключается в том, что в республике сложилась этнократическая система правления, от которой мы сегодня никак избавиться до конца не можем. Но полагаю, что одна из стратегических целей Карачаево-Черкесии заключается как раз в том, чтобы отходить мало-помалу от этого принципа при организации власти и распределении должностей».
Говоря о задачах, которые стоят перед правительством и органами исполнительной власти КЧР, Б. Эбзеев отметил, что необходимы новые методы, новые способы управления, отход от тех принципов, стандартов и приемов, которые существуют или имели место в недавнем прошлом.

Однако объективная реальность сложившейся этнополитической ситуации 2010 года, безусловно, указывает на то, что сломить традиционалистские тенденции в политических процессах Карачаево-Черкесии Б. Эбзеев не смог, даже максимально используя возможности административного ресурса всех ветвей республиканской власти и авторитет президентского поста республики.
11 февраля 2010 года на 11 сессии Народного Собрания (Парламента) КЧР депутаты избрали нового Председателя парламента КЧР. Им стал представитель депутатской фракции регионального отделения партии «Единая Россия» Александр Иванов. Президент Эбзеев выразил убежденность в том, что Александр Игоревич сумеет стать «интегративным центром всего Парламента». В президентском подстрочнике подразумевалось – межнациональное согласие.
Скандальность процедуре избрания нового спикера республиканского парламента придал депутат Заур Дзугов, абазин по национальности, также член партии ЕР. Он обратился к политсовету Единой России и Президенту Эбзееву с вопросом, почему игнорируется его обращение и обращение республиканского абазинского Общественного движения "Абаза" о выдвижении его кандидатуры спикером парламента республики. Дзугов отметил, что за 15 лет существования Парламента республики ни разу спикером не был представитель абазин и высказал убеждение в том, что абазин, проживающих в Карачаево-Черкесии, под разными предлогами, в высших органах всех ветвей власти республики становится все меньше и меньше.

Таким образом, абазины публично заявили о переходе в оппозицию по отношению к действующей республиканской власти. Значительная часть абазин фактически встала на сторону черкесов, которые с момента прихода к власти в республике Б. Эбзеева непрестанно заявляли об ущемлении своих прав. Вновь начали вырисовываться контуры традиционного межнационального противостояния по линии карачаевцы – черкесы и абазины.

В республику прибыли представители Общественной палаты РФ, которые в середине февраля 2010 года провели ряд встреч с руководителями местных институтов гражданского общества. По результатам визита, члены делегации Общественной Палаты РФ, на разного рода общественных слушаньях, проводимых в Москве, высказались в том духе, что реальная обстановка в КЧР гораздо хуже и сложнее, чем даже в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, и отметили высокую вероятность её дальнейшего ухудшения.

Недовольные национальной политикой нынешнего руководства КЧР, активисты национальных общественных организаций республики создали «Координационный совет национальных общественных организаций и движений КЧР», в который вошло по одному представителю от каждого народа республики и представляющих их национальных общественных организаций – «Адыге-Хасэ» (черкесы), «Абаза» (абазины), «Русь» (русские), «Берлик» (ногайцы), «Кали-Архи» (греки), «Масис» (армяне), «Лаба» (осетины). Создание Координационного совета и его деятельность, по заявлениям его учредителей, было направлено на поиск путей консолидации народов КЧР, недопущения конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях.

Представители карачаевских национальных организаций и их Координационный комитет, находящиеся на другом полюсе возникшего противостояния, отказались от участия в работе Координационного совета национальных общественных организаций и движений КЧР.
Таким образом, в Карачаево-Черкесии все четче обозначалась линия складывающегося этнического противостояния.

У русско-казачьего населения КЧР также имеются свои серьезные, не решаемые властью проблемы. Наиболее очевидная - это ликвидация поста вице-президента КЧР, который был специально создан и закреплен за русским населением республики с целью компенсации потери ими поста председателя Правительства и поста Председателя Народного Собрания во время предыдущего обострения общественно-политической обстановки в республике в 1999-2003 гг.
Представитель русско-казачьего населения республики на посту вице-президента КЧР должен был заниматься решением не существующего, по мнению властей, «русского вопроса», принимая меры к предотвращению катастрофического оттока русского населения из КЧР, а также насущными проблемами проживающего в республике верхнекубанского казачества, в частности вопросами политической реабилитации казаков и организации их государственной службы. Но, видимо, проблем у русско-казачьего населения Карачаево-Черкесии власть не обнаружила.

Казаки придерживались другой точки зрения и в июне 2010 года, за беспринципность и соглашательство с властями КЧР по всем принципиальным проблемам верхнекубанского казачества, ими была предпринята попытка замены руководства Баталпашинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска (БКО ККВ), ведущего свою деятельность в границах Карачаево-Черкесской Республики. Несмотря на задействованный «административный ресурс» атаману П.Запорожцу было высказано недоверие, его работа за последние три года была признана неудовлетворительной, и он был отстранен от должности атамана БКО ККВ. Однако это вызывало активное противодействие власти, которая опасается возможных перемен, в особенности, перехода верхнекубанского казачества в стан оппозиции и нуждается в «послушном» и предсказуемом атамане верхнекубанских казаков. При этом руководство Кубанского казачьего войска, не заинтересованное в конфликте с руководством республики, сделало все, чтобы сохранить за П.Запорожцем атаманскую должность. Приказом атамана ККВ Н. Долуды, П.Запорожец был утвержден в должности исполняющего обязанности атамана БКО ККВ сначала на три, а затем еще на два месяца (до 29.11.2010 г.). В тоже время Атаман ККВ Н.А. Долуда был вынужден публично констатировать на общем Сборе реестрового верхнекубанского казачества, что действующая власть в КЧР игнорирует законные требования верхнекубанского казачества, а Президент Эбзеев не сдержал своих обязательств данных руководству Кубанского казачьего войска в отношении организации государственной службы казаков на территории КЧР.

Таким образом, к далеко не завершенному этническому конфликту добавился новый очаг противостояния. На этот раз «яблоком раздора» между республиканской властью и обществом стал казачий вопрос.
Казачье движение в республике хорошо организовано и представляет значительную политическую силу, способную оказывать влияние на политический расклад сил в регионе, являясь частью Кубанского казачьего движения. Русско-казачье население, после карачаевцев (38,4%), второе по численности в КЧР, составляет 34% населения. Именно поэтому казачество Карачаево-Черкесии находится в сфере заинтересованного внимания политических игроков, как в республике, так и за её пределами, и вызывает заметный интерес этнополитических элит СКФО и ЮФО.

В этой связи следует особо отметить, что структурное подразделение Кубанского казачьего войска (ККВ) - Баталпашинский казачий отдел (БКО ККВ), в ходе последней перекройке границ федеральных округов России оказался в СКФО, а основное тело ККВ находится в ЮФО. Такое положение уже вызвало попытки со стороны влиятельных деятелей других казачьих войск «подобрать» Баталпашинский казачий отдел под свое влияние и присоединить его в качестве собственного структурного подразделения. Собственно речь идет о «приобретении» целого субъекта РФ. Наиболее заинтересованные в этом «игроки» - Терское казачье войско и Центральное казачье войско.
В карачаевской среде также нарастает недовольство положением в республике. Об этом недвусмысленно дали понять депутаты парламента КЧР карачаевской национальности при обсуждении кандидатуры председателя правительства КЧР. Для карачаевского этноса безусловным приоритетом является сохранение такого положения, когда первое лицо в республике будет именно из числа карачаевцев и только из карачаевцев. А нынешний кризис власти поставил под угрозу эту наиважнейшую для карачаевцев аксиому. С одной стороны, черкесы и в определенной мере поддерживающие их абазины намерены добиваться развала КЧР и выделения собственной автономной республики. С другой – созданный на волне протестных настроений Координационный совет национальных общественных организаций и движений КЧР также намерен опровергнуть эту карачаевскую аксиому. Именно с этой целью, Координационным Советом направлено ходатайство руководству Российской Федерации о назначении президента КЧР из числа русских кандидатов.

В качестве резюме, следует отметить, что нарушение национального паритета при формировании органов власти республики вызвало сначала непонимание, а затем и явно выраженное недовольство в многонациональном обществе Карачаево-Черкесии, в большей степени среди черкесов и абазин. Это недовольство распространилось на парламентскую арену, привело к митингам и пикетам в среде черкесов. Произошли массовые драки между карачаевской и черкесо-абазинской молодежью, а также целый ряд так и не раскрытых убийств и нападений на наиболее активных лидеров черкесской "Адыгэ Хасэ" и абазинской «Абаза» как на территории республики, так и за её пределами. Что, в свою очередь, вызвало создание Координационного совета национальных общественных организаций и движений Карачаево-Черкесской Республики и заявление черкесской (адыгской) общественной организации «Адыгэ Хасэ» о курсе на раздел Карачаево-Черкесской Республики и намерении воссоздать Черкесскую автономную республику. Реализация процесса по назначению на пост председателя правительства КЧР этнического черкеса, «удобного» руководству республики, но не поддерживаемого черкесскими национальными организациями республики, вызвал новое обострение обстановки. Произошла актуализация и институализация «русского» и «казачьего» вопросов. Кроме того, зафиксирована тенденция сращивания межнациональных проблем с межконфессиональными. Её ярко иллюстрируют конфликты, связанные с древнейшими христианскими храмами, находящимися на территории республики.

Все эти события фактически вынудили руководство республики частично вернуться к практике этнического представительства.
Возвращение практики этнического представительства в ветвях власти ожидали в КЧР ещё в начале 2010 года, сразу же после выборов председателя парламента. Ожидалось, что руководство возвратится к практике соблюдения национального паритета, от которой старался отмежеваться президент Эбзеев. Однако этого не произошло. Образовалась не оправдано затянувшаяся пауза. Начались политические спекуляции по поводу черкесской кандидатуры на пост председателя правительства КЧР.

С немалым трудом сформированное в конце первого полугодия 2010 года в КЧР, по представлению нового председателя правительства Мурадина Кемова, черкеса по национальности, республиканское правительство, пока никоем образом не демонстрирует способности и готовности решить накопившиеся системные вопросы внутренней политики КЧР. Это осознают и институты гражданского общества Карачаево-Черкесской Республики, и её граждане, и, собственно, президент КЧР Б.Эбзеев. Видимо, не случайно в самом конце сентября 2010 года от должности был отстранен С.С. Кипкеев, руководитель Администрации Президента КЧР – ключевая, скорее даже, знаковая фигура проводимого внутриполитического курса в Карачаево-Черкесии. Устранение из внутриполитического процесса его главной «движущей силы» и одной из наиболее одиозных фигур воспринято многонациональным сообществом республики как некое обещание. Даже скорее, как некий намек на возможность достаточно кардинальных перемен. В республике, не позднее конца 2010 года, ждут отставки нынешнего Правительства и значительной чистки Администрации Президента КЧР. Не исключено, что будет поднят вопрос о смене руководства в двух из трех ветвей власти Карачаево-Черкесии – законодательной и исполнительной.
Несомненно, что на этнический состав всех будущих властных структур Карачаево-Черкесии в течение не менее 10 последующих лет будут влиять результаты Всероссийской переписи населения октября 2010 года. Фактически перепись легитимизирует претензии национальных элит на власть. Это вызывает повышенную «нервозность» многонационального общества республики в отношении данного события. В преддверии стартовавшей в России с 14 октября переписи населения, Координационный совет общественных организаций и движений Карачаево-Черкесии озвучил намерения Совета просить Полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина взять в свои руки контроль за ходом переписи населения в Карачаево-Черкесии.

Вплоть до самого начала всероссийской переписи 2010 года, национальная составляющая миграционных потоков не могла быть отслежена в полиэтничных субъектах Российской Федерации по определению. Такое положение сложилось из-за того, что с 1 января 2008 года из статистических листков Росстата по Карачаево-Черкесской Республике, так же как и в других субъектах РФ, на основании указания Росстата, в Российской Федерации была убрана графа «национальность». Однако в субъектах РФ, подобно Карачаево-Черкесской Республике имеющих несколько титульных этносов, а также наличие большого количества этносов, компактно проживающих на их территориях, именно национальность является определяющим фактором социальной дифференциации и самоидентификации людей. И именно национальность является определяющим фактором общественно-политической жизни граждан в подобных субъектах РФ. Решение Росстата по изъятию графы «национальность» привело к отсутствию точных данных по миграционным потокам проживающих в них этносов. Что позволяет заинтересованным лицам произвольно толковать национальную составляющую в многонациональных субъектах РФ.
Для выработки консолидированной точки зрения на данную серьезную проблему и обсуждения возможных путей её решения, еще 9 декабря 2009 года, в рамках расширенного заседания Общественно-консультативного совета при ОФМС России по Карачаево-Черкесской Республике собрались представители практически всех институтов гражданского общества Карачаево-Черкесии. На основе свободного и открытого обсуждения было сформулировано единое мнение и направлено обращение Президенту Карачаево-Черкесской Республики Б.С. Эбзееву с ходатайством о рассмотрении возможности возобновления ведения статистического учета граждан республики по национальной принадлежности. По мнению участников встречи это предотвратило бы саму возможность фальсификации итогов предстоящей переписи 2010 года на территории КЧР. Кроме того было направлено обращение в Народное Собрание (Парламент) КЧР, с целью рассмотрения возможности разработки закона Карачаево-Черкесской Республики, о введении вкладышей в паспорта граждан РФ выдаваемых на территории Карачаево-Черкесии с указанием национальности. Все эти инициативы институтов гражданского общества Карачаево-Черкесии были отвергнуты. Это привело, уже во время проведения всероссийской переписи на территории КЧР, к различным коллизиям с переписными листами. В частности их недостаток в одних районах Карачаево-Черкесии и избыток в других. К примеру, в городе Черкесске, столице республики, с преобладающим русско-казачьим населением, к концу переписи не хватало около 13000 переписных лисов. Для устранения этого «дефицита потребовалось прямое вмешательство федеральной власти. В районах же населенных преимущественно карачаевским населением произошло резкое увеличение численности населения. Этот рост в некоторых населенных пунктах превысил 30% (г. Карачаевск). В некоторых муниципальных образованиях Зеленчукского района, где компактно проживает казачье население, зафиксированы попытки провести перепись вообще без переписных листов. Записи производились в «тетрадку». Сложившееся положение вызвало обращения в прокуратуру республики и многочисленные властные структуры всех уровней, ответственные за проведение переписи населения, как простых граждан и общественных деятелей, так и должностных лиц. А это создает предпосылки и почву для постановки результатов переписи населения в КЧР под сомнение.

Таким образом, высокий конфликтный потенциал, накопленный в многонациональном обществе Карачаево-Черкесии, со времени провозглашения её самостоятельной республикой с начала девяностых годов прошлого столетия, существенно затрудняет выход КЧР из системного кризиса, в котором она вновь оказалась в 2010 году, в результате игнорирования руководством многонациональной республики принципа паритета в этническом представительстве при подборе и расстановке кадров. Вполне очевидно, что накопившиеся проблемы необходимо срочно решать, поскольку ни население, ни федеральный центр крайне не заинтересованы в повторении «этнополитических бурь», которые бушевали в КЧР на рубеже нового тысячелетия. Это тем более необходимо, что озвучивание результатов всероссийской переписи населения 2010 года в состоянии вызвать новый виток противостояния в многонациональном обществе Карачаево-Черкесской Республики.

Андрей Гудимов, Черкесск

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ