Энергетика – «шлагбаум» на пути модернизации страны

16/03/2011 - 12:03
Читать u-f.ru на

11 марта Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета «О повышении устойчивости функционирования электроэнергетического комплекса России» продолжил «разбор полетов» в отношении энергоотрасли, начало которому положил 31 января в Арзамасе, анализируя работу госкорпораций в сфере разработки и внедрения инноваций. Но, если тогда он мог «похвалить» атомщиков или «Русгидро», то мартовские тезисы Президента выглядят гораздо более мрачно.

Воз и ныне там

В конце декабря Россия отметила 90-летие принятия плана ГОЭЛРО – государственной электрификации страны. Помнится, «дедушка Ленин» понимал социализм как сочетание электрификации с диктатурой пролетариата. Сегодня нет ни того, ни другого. Поэтому план ГОЭЛРО можно смело положить в мавзолей к его отцу-основателю. В подтверждение этого тезиса процитируем начало выступления Президента:
«Одной из острейших проблем отрасли является морально и физически устаревшая инфраструктура. Мы всё это знаем. В генерации доля оборудования, работающего более 30 лет, составляет около 40 процентов, в сетевом комплексе – более 50 процентов. И именно износ оборудования стал причиной нескольких крупных аварий и катастроф последних лет. Я имею в виду и аварию на подстанции Чагино в 2006 году, и крупнейшую техногенную катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, и соответствующие проблемы в распределительных сетях Петербурга в 2010 году, да и проблемы, которые возникли в Московской области и в целом ряде центральных регионов зимой этого года».
Если сопоставить это высказывание с невеселыми «размышлениями» Дмитрия Медведева в Арзамасе о том, что «инвестиции есть, и деньги на эти инвестиции есть, а инноваций практически нет никаких», то становится очевидно: энергокомпании «выжимают» последние ресурсы из морально и физически устаревающего оборудования, где-то что-то новое, современное покупают втридорога и используют, но собственных высокотехнологичных разработок не ведут.

Как отметил Президент, «…инвестиции и ввод мощностей, казалось бы, растут. И это положительный результат реформ. Но и здесь контроль над эффективностью расходов ясно недостаточен. За последние 20 лет практически не повысилась эффективность отрасли. Это очень тревожный показатель – в других отраслях ситуация совершенно по-иному выглядит. Доля электроэнергии, которая расходуется на собственные нужды электроэнергетики, снижается незначительно и составляет около 17 процентов от общего объёма энергопотребления. Число подстанций, которые закрыты для присоединения новых потребителей, в распределительных сетях составляет около 10 процентов».
В результате мы, потребители, платим за саму электрическую или тепловую энергию, за бесконечные ремонты изношенного оборудования, за бессистемную «модернизацию» находящегося в раздрае хозяйства, за бесконечно долгую и малоэффективную реформу энергетики. Иными словами, перед нами в лице энергетики – очередная российская «дорога», которую ремонтируют по нескольку раз в год, но ездить по ней опасно: автомобиль разбить можно…

Теория и практика

«Южный Федеральный» в 2010 году неоднократно публиковал журналистские материалы и письма жителей региона, «восхищенных» качеством сервиса в электроэнергетике. На память сразу же приходят «бесхозные» электросети в с. Кулешовском Азовского района, которые никто не хочет содержать, или общедомовые приборы учета электроэнергии, установленные поодаль от многоэтажек в п. Рассвет. Думается, что подобные ситуации «всплывают» повсеместно. Потому, что энергетики предпочитают учитывать только собственные интересы, а не интересы потребителя, они по-прежнему чувствуют и будут чувствовать себя монополистами, ведь реальную конкуренцию привить данной отрасли очень сложно.

Судите сами: в одном магазине хлеб «вчерашний» и дорогой, в другом – еще теплый и на рубль дешевле, а вы выбираете, где покупать. То же самое касается многих других товаров, услуг, отраслей. Это действительно конкуренция. А энергетика функционирует принципиально иначе. Возьмем электроэнергетику: атомные, гидро-, ветряные, тепловые и прочие электростанции производят энергию. Они продают ее на оптовый рынок. Дальше вступают в дело крупные транспортеры (применительно к ЮФО и СКФО, это – МРСК Юга и Северного Кавказа – «дочки» той самой госкорпорации МРСК, которую Президент упомянул среди самых инновационно отсталых).

Далее в дело вступают сбытовики – региональные или «пришлые» компании, между которыми «распилены» распределительные сети субъекта, идущие к конечному потребителю, будь то гражданин, индивидуальный предприниматель или крупное предприятие. Вот тут и начинается самое интересное: с учетом мнения региональных администраций «пирог» пилится раз в год – несколько лет, и всё. Каждый сбыт получает часть электрохозяйства и подключенных к нему потребителей, несет за него ответственность. Но сменить поставщика энергии вы не можете – сеть одна. То есть перейти из «магазина» в «магазин» невозможно. Схожая ситуация наблюдается в других энергетических отраслях. Откуда же возьмется конкуренция?

Энергетические «войны»
По этим самым причинам «игрокам» энергетического рынка нет особенного дела до потребителя. Потребитель интересен исключительно как источник денег, причем – неиссякаемый источник. Без электричества сегодня никуда, поэтому можно оставлять без света, диктовать условия при подключении, недопоставлять услугу по времени (круглосуточно) и по технологическим параметрам (220 вольт) и т.д. Всё равно потребитель не жена – к другому не уйдет.

«Битвы» энергетиков разгораются на совершенно других фронтах. Первый – за свой «кусок пирога» – с конкурентами и региональными властями. Второй – за тариф – с властями, собственными аппетитами и тарифными службами, якобы работающими в интересах населения (Д.А. Медведев: «Скажем, на розничном рынке электроэнергии не существует эффективной конкуренции, ограничен вход новых игроков, а потребители фактически отстранены от ценообразования. Это такая тусовка, междусобойчик, в котором потребители почти не участвуют»). Третий «фронт» – за платежи – с населением и бизнесом, с вышестоящими поставщиками, со сбытами и т.д. Откройте сайты арбитражных судов любого региона и запросите в поисковике список дел с участием энергетиков – ужаснётесь. Посетите также сайты прокуратур – сколько дел возбуждено или завершено в отношении действующих и экс-энергетиков…

Проще говоря, вся реформа, направленная на создание конкурентной среды в энергетике, свелась к созданию цепочки посреднических структур, которых интересует нажива, а не эффективная работа системы. Есть временщики, но нет собственников. А источник всех денег – мы с вами, потребители. Только с нас и можно драть три шкуры, собственные пояса энергетики затягивать не хотели и не хотят.

Недаром Президент говорит: «…Реальной угрозой для нашего экономического роста стало увеличение цен на электрическую энергию. Это реальная угроза. Несмотря на то, что начиная с 2000 года средние тарифы выросли более чем в три раза, они для крупных компаний и для граждан пока остаются ниже, чем во многих странах мира, это так. Однако если названная тенденция сохранится, то, по подсчётам аналитиков, уже к 2014 году мы будем иметь цены на электроэнергию в России выше, чем в Соединённых Штатах Америки, в Финляндии и в целом ряде стран. Более того, эта цена достигнет такого уровня, когда строительство собственной генерации становится выгоднее, чем покупка энергоресурсов из сети. А с учётом того, что я сегодня услышал, это уже в некоторых субъектах на ряде промышленных предприятий выгоднее:

«Не хотим покупать – мы хотим строить»

В публикации ИА «Финам» от 14 марта 2011 года, в частности, говорится: «…Мы отмечаем негативный фон, который сложился вокруг акций холдинга (а также других российских электроэнергетических компаний), вызванный намерениями правительства ограничить в 2011 году рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей». Так подтверждают основательную «тарифозависимость» холдинга МРСК биржевые аналитики. Практический анализ рынка акций показывает: за период с 15.02 по 15.03 текущего года акции холдинга упали с 5.20 р. до 4.40 р. Что будет теперь, когда Президент говорит о необходимости приватизации «дочек» холдинга («…должна наконец произойти передача в управление или приватизация региональных распределительных компаний, которые сегодня находятся под контролем холдинга МРСК. Пора это сделать уже»)???

Итого

Президент набросился на энергетиков «за дело». Модернизировать собственное хозяйство они не хотят и не замотивированы – реальной конкуренции нет. Мы, потребители, единственный источник их «бутербродов с икрой». А реформа затевалась для сокращения собственных издержек на производство и поставку электроэнергии. Но над этим нужно работать, чего делать явно не хочется. Поэтому мы и говорим, что государственную электрификацию страны можно захоронить в мавзолее, а энергетика – в сегодняшнем ее состоянии – «шлагбаум» на пути модернизации страны!

Маргарита ЕФРЕМОВА

Справка о компании

ОАО «Холдинг МРСК» – это функционирующая в секторе электроэнергетики Российской Федерации компания, объединяющая в своей структуре межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, строительные и сбытовые организации. Около 100 филиалов МРСК расположены на территории 69 субъектов Российской Федерации. Имущественный комплекс «Холдинга МРСК» включает пакеты акций 47 акционерных дочерних и зависимых обществ, в том числе пакеты в 11 межрегиональных распределительных сетевых компаниях. Акциями открытого акционерного общества «Холдинг МРСК» владеют более 330 тысяч акционеров. Контролирующим акционером является государство, владеющее около 53 % акций. Общая протяженность сетей дочерних операционных компаний «Холдинга МРСК» превышает 2,1 млн км. Общий объем передачи электроэнергии в 2009 году составил 596,4 млрд кВт•ч. В зоне ответственности компаний «Холдинга МРСК» эксплуатируются электрические сети десяти классов напряжения от 0,4 до 220 кВ.
(http://www.holding-mrsk.ru/about/facts/spravka/)

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ