о снобизме, питании и правильном маркетинге

01/07/2011 - 08:58
Читать u-f.ru на

Меня буквально пару дней назад попросили дать комментарий для статьи о рынке колбасных изделии. Спрашивали о брендах, особенностях их продвижения, потребительских предпочтениях. Комментарии - в журнале, здесь я хочу поговорить о другом. Об обмане.

Мясопроизводители - одни из самых хитрых маркетинговых мошенников. Можно восторгаться приемами, которые они используют для привлечения к полкам покупателей - но исключительно в среде маркетологов. А ведь именно за это их, маркетологов, ненавидит здравомыслящая часть населения. Точнее - НАС, маркетологов. Ведь большинство усилий специалистов в области маркетинга направлено на обман потребителя. Не верите - посмотрите на колбасную упаковку. "Высшее качество", "95% мяса".. А названия: "Миланские" сосиски, колбаса "Ди Парма"... А внутри? Все та же самая безымянная свинина или говядина (про разный вкус разных частей технологи не знают) и разные виды "вкусовых смесей" (не путать со специями).

Хитрые упаковочные приемы, где название, похожее на ГОСТ написано крупно, а остальное - очень мелко: "Докторская (по особому рецепту", "Дымов. Молочные", - и ТУ на упаковке. В самих "технических условиях" нет ничего плохого, есть просто факт не соответствия ГОСТу, причем вовсе не обязательно в сторону ухудшения оптимизации рецепта. Это просто факт несоответствия. Но при нынешнем состоянии рынка воспринимается потребителями негативно - что и оправдано.

Мясопереработка - это всего лишь один сегмент большого потребительского рынка, с которым я знаком достаточно хорошо. Как и другие покупатели мяса, колбасы, сосисок и продукции, именуемой производителем как "деликатесная". Конечно, колбасу уже очень давно не делают из туалетной бумаги, а в период подъема рынка - до кризиса (пришедшегося по времени как раз на кризис в поставках мяса) - на рынке можно было найти колбасу не просто съедобную, а весьма неплохого качества. Но кризис все испортил :-) Я помню как знакомый с радостью рассказывал, что их технологу удалось сделать вкусные сосиски без мяса. Причем "без сои" и "не содержит ГМО" - осталось тоже правдой... Но разве это предмет гордости?

Помню, как на одной из дегустаций мой тогдашний шеф отказался есть собственную продукцию. Собственник бизнеса побоялся за свой желудок. Это нормально? Я тогда был шокирован, если честно. Но эта практика - повсеместная. Рестораторы не едят в своих ресторанах (помню, как это было шоком для сотрудников Роспотребнадзора, пришедших с проверкой - то, что я питаюсь тем же, что и гости). Производители хлеба и колбасы - не едят свои продукты. Но при этом нанимают маркетологов, которые с радостью рассказывают о преимуществах продукта, креативщиков, которые делают фантик для кусочка "г", которое в дальнейшем завоевывает медали и призы на конкурсах.

А потом (повторюсь) мы удивляемся, почему к тем, кто работает в маркетинге и рекламе отношение со стороны людей обычных профессий скорее негативное. Удивляемся тому, что в народе бытует мнение, что все маркетологи - идиоты. Это вполне логичный и закономерный вывод.

... Беда в том, что резко уронив качество продукта в 2009-м, компании не собираются его повышать. Едят и так. Пьют и так - зачем? Вот она - сила конкуренто-ориентированной компании. Или маркетинг-ориентированной. Главное -выиграть у конкурентов, а потребители и так съедят.

В итоге я уже более полугода прохожу мимо витрины с продуктами мясопереработки. Я не верю. Я не верю той компании, в которой работал раньше. Я не верю отечественным "брендам". Редко я покупаю что-то импортное, зная, что по количеству стабилизаторов и глутамата эти продукты сродни нашим - но хотя бы вкус у них не "условно-съедобный", а существующий и различимый. Реже - покупаю деликатесную продукцию в "Глобус Гурмэ". А сосиски я научился делать сам (благо, ресторанный опыт сказывается) - дома, для себя. Это не сложно. Но как ни крутись, меньше 250-300 рублей за килограмм готового изделия не получается. И это - лишь чистая себестоимость, которая даже с учетом оптовых цен не упадет ниже 150 рублей на кг продукта. Какова же должна быть реальная стоимость продукта из качественного сырья? 800-900 рублей. Вдвое больше, чем просят за дорогой продукт "премиального качества". И таких потребителей становится все больше. И когда-нибудь (я верю) они накажут производителей за такое к ним отношение. "Рука, которая кормит", "сук, на котором сидишь"...

Здесь, правда, есть одно большое "но". Воспитанные рынком потребители. Если Вы часто посещаете фаст-фуд, а дома готовить полуфабрикаты - Вам не приходила в голову мысль, почему Вы не можете есть еду без соусов, а блюда без обилия специй кажутся Вам пресными и безвкусными? Это атрофируются те самые "вкусовые сосочки" на языке, которые отвечают за правильное восприятие вкуса. Их убивают те самые добавки, экстракты вкусов и усилители, которые обильно добавляют в продукты производители. И попробовав кусок серо-зеленого отварного говяжьего подбедерка потребители спрашивают "а можно какой нибудь соус?" И с радостью едят суррогатные сосиски, в которых мясо добавляется лишь в виде вкусовой добавки... Может на это рассчитывают производители? Если еще не давно апельсиновый сок "Тонус" был хоть немного похож на сок из апельсина, то сейчас не имеет с вкусом этого фрукта ничего общего. Совсем. Но как об этом узнает тот, кто никогда не давит дома свежевыжатые соки?

Порядочный производитель, честный маркетинг... Ведь он может быть прибыльным, может быть интересным и может быть просто отличным. Может я просто не нашел примеров? Хочется в это верить. А пока - настоятельно не рекомендую покупать эту дрянь. Хотя, чем же тогда питаться? :-)

Сергей Славинский
http://slavinsky.livejournal.com

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ