Велодорожка … в никуда?

05/24/2012 - 12:51

Помните, у классика: «Редкая птица долетит до середины Днепра»? Я перефразирую: редкий вид транспорта сравнится с велосипедом. А ведь верно, наш двухколёсный друг всем хорош: он экологичен, стилен, спортивен, подходит для всех, от мала до велика. Велосипед давным-давно стал полноправным участником дорожного движения в большинстве европейских городов и прочно удерживает свои позиции. В Германии, например, в 2009 году было продано 3,85 млн велосипедов – это самый высокий уровень продаж в Европе. На втором месте Великобритания (3,4 млн), на третьем – Франция (3,1 млн).

Великобритания занимает второе место по праву, это связано с тем, что правительство выделило велоспорт в качестве ключевого борца против лишнего веса и стало строить велосипедную инфраструктуру. Франция входит в тройку по продажам велосипедов в первую очередь, потому что там ввели программу по борьбе с пробками и систему аренды велосипедов. Возьмём Голландию. В среднем житель Страны тюльпанов и ветряных мельниц проезжает около тысячи километров в год на верной двухколёсной «лошадке».

А проблема пробок, от которых буквально задыхаются мегаполисы? Велосипед – настоящий борец с этими изматывающими заторами. Казалось бы, у этого вида транспорта столько плюсов, что каждый уважающий себя город должен активно внедрять систему велосипедных дорожек и всячески поощрять велоэнтузиастов. Но, к сожалению, как федеральные, так и местные власти не особо спешат это делать. Судите сами. В нашей столице более пяти лет назад был создан Велотранспортный союз. Вот что рассказал его президент Игорь Налимов в ходе обсуждения этой темы на круглом столе в ИТАР-ТАСС: «Когда мы пять лет назад создали Велотранспортный союз Москвы, слово «велотранспорт» еще не было известно, и над нами все смеялись – какой транспорт, никакого транспортного назначения у велосипеда в Москве нет. И вот за пять лет произошло очень существенное изменение – по крайней мере в понимании необходимости велосипедного транспорта. При этом до сегодняшнего дня никакого существенного развития велотранспорта не видно. Дело в том, что отсутствует нормативно-правовая база для его развития: упоминание о велосипедах есть только в двух законах – об автомобильных дорогах и о безопасности дорожного движения, больше нигде.

Госдума обратилась к нам в конце 2010 года с просьбой подготовить материалы – мы их собрали, подготовили проект федерального закона о велотранспорте, который учитывает все права велосипедистов. Он прошел юридическую проверку, но не был внесен в Государственную Думу. Если бы эта проблема была решена, можно было сразу начать развитие велотранспорта в городах». И это притом, что существует велокарта столицы и в Москве активно прокладываются велодорожки, три из них в ближайшее время свяжут пять округов столицы, да и московская мэрия не поскупилась – только на проектные работы она готова потратить почти 17 млн рублей!

А вот в южной столице всё обстоит совершенно по-другому. Интерес городской администрации к этой проблеме какой-то... вялотекущий с тенденцией к угасанию. Судите сами. Ещё в 2009 году ростовский мэр Михаил Чернышёв записал в своём интернет-блоге:
«Вижу, что с каждым годом в Ростове прибавляется число велосипедистов. Но вот проблема: как правильно организовать велосипедное движение? В Париже, знаю, даже есть муниципальная услуга – недорогой прокат велосипеда. Значит, мы тоже должны к этому прийти. Как? Хочу посоветоваться».
После этого заявления ростовские велоэнтузиасты воспрянули духом: на нас обратили внимание, значит, мы тоже люди, а не досадная помеха для «крутых» авто, чьи владельцы порой откровенно по-хамски относятся к велосипедистам. Что же было дальше?

В том же 2009-м на официальном портале городской администрации даже была размещена анкета, где каждый желающий мог зафиксировать, какой веломаршрут он считает для себя наиболее важным. Дальше – больше. В декабре 2009 года была создана специальная рабочая группа, которая занималась «велосипедной» проблемой, в неё вошли не только велоэнтузиасты, но и сотрудники городского департамента автодорог и кафедры ОПД РГСУ. А в апреле 2010 года на заседании коллегии городской администрации было объявлено, что в Ростове-на-Дону разработаны пилотные маршруты велосипедного движения. Решили, что первые велосипедные дорожки общей протяженностью 3,3 км будут обустроены в нашем городе уже в конце года (2010-го). Планов было много.

Вот слова начальника отдела организации дорожного движения департамента автомобильных дорог Павла Цыганка: «Маршруты велодорожек решено провести по тротуарной части пр. Нагибина, ул. Текучева (от пр. Нагибина до пр. Чехова), пр. Чехова (от ул. Текучева до ул. Малюгиной), ул. Малюгиной (от пр. Чехова до пер. Университетского), пер. Университетский (от ул. Малюгиной до ул. Пушкинской), ул. Пушкинская (от пер. Университетского до пр. Театрального с ответвлениями на ул. Журавлева и пер. Нахичеванский, а также на участке от пер. Университетского до пер. Соборного)». Тогда же поговаривали даже о велопарковках и организации велосервиса.

Прошло время. Как же сейчас обстоит ситуация с организацией этого двухколёсного рая? С этим вопросом корреспондент «ЮФ» обратилась к Алексею КАРАЧИНСКОМУ (на фото), участнику общественного правительства Ростовской области, члену региональной социоэкологической организации «Бирюзовая Земля», архитектору и одному из активных участников велодвижения. Вот что нам рассказал Алексей Валерьевич:
– В течение нескольких последних лет администрация города только обещает решить эту проблему. Но на деле мы встречаем полнейшее равнодушие. Сейчас постоянно обсуждаются проблемы городских пробок, проблемы общественного транспорта, который в часы пик очень сильно переполнен. Создание велодорожек в более чем миллионном городе – это один из выходов из этого замкнутого круга. Интересным мне, например, представляется веломаршрут, проходящий в русле Темерника. Велодорожка могла бы соединить СЖМ, пос. Чкалова и ЗЖМ. Хотелось бы, чтобы мы, велосипедисты, комфортно чувствовали себя не только в бульварных зонах, но и стали полноправными участниками дорожного движения. Но, к сожалению, властям, как оказалось, всё это не нужно.

– Насколько я знаю, в рамках Дня Европы в Ростове прошёл велопарад, после которого должна была состояться дискуссия о проблемах велодвижения с участием сотрудников ростовской администрации?

– Да, 19 мая велопарад действительно состоялся. Маршрут его пролегал от Театральной площади до здания культурного центра Creative Space (одного из организаторов мероприятия) на улице Суворова. Но, к сожалению, никто из представителей администрации города так и не появился, что показательно, и дискутировать нам пришлось самим. (Между тем, судя по плану, на мероприятии должен был присутствовать А.В. Хачатурян – ведущий специалист отдела организации дорожного движения департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Ростова-на-Дону. Но, наверное, чиновникам нет никакого дела до проблем горожан-велосипедистов. – Н.А.).
.). Наши немецкие коллеги рассказали, как у них в Германии всё очень хорошо организовано и спланировано. Ну а нам оставалось только позавидовать, ведь в Ростове существует всего одна(!) велодорожка, да и та является таковой номинально номинально (Университетcкий – Малюгиной – Чехова – Текучева и до пл. Гагарина. По словам велосипедистов, её нельзя назвать зоной комфорта: кое-где нет соответствующей разметки и знаков, а в некоторых местах проще передвигаться пешком. – Н.А.),
а парковок для велосипедов нет и вовсе.

Важно отметить вот что: за последний год количество велосипедистов выросло очень значительно, в недалёком будущем оно достигнет критической массы, когда без соответствующей инфраструктуры это станет ещё одной проблемой для движения автомобилей и пешеходов.

Не так давно, в конце апреля, на одном из сайтов была размещена информация, которая свидетельствует о том, что городская администрация окончательно охладела к интересующей нас теме. Вот что заявил заместитель мэра Ростова по транспорту и дорожному хозяйству Владислав Максименко: «... проведённый мониторинг показал, что очень мало людей пользуется велосипедом. Положа руку на сердце надо сказать, что велосипед – альтернатива не автомобилю, а пешеходному движению. Велосипед хорош или в странах третьего мира, где у многих нет средств купить автомобиль, или там, где в центральной части города есть серьёзные ограничения для движения автотранспорта». Интересно, неужели Германия или Франция, лидеры велосипедного движения, относятся к странам третьего мира? Правда, в департаменте дорог пообещали, что всё же ещё одна велодорожка в Ростове появится – её маршрут пройдёт по Северному жилому массиву. Но сдержит ли на этот раз обещание администрация города?

Наталья АБРАМЕНКО (в материале использована информация с сайтов Велотранспортного союза, «Афиша», 161.ru)

Источник: 
автор: 
admin
Раздел: 
Что происходит
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: