Нужен ли Ростову спорт высоких достижений?

19/10/2012 - 19:29
Читать u-f.ru на

На пресс-конференции, прошедшей 17 октября в медиа-центре «Южный Федеральный», были затронуты весьма острые вопросы. Нет, открытых обвинений ни в чью сторону не прозвучало. Только вопросы: «Почему и за какой счет директор ЦСП-3 уже несколько раз за год выезжал за границу?», «Почему в Ростовской области тренеры и чемпионы получают по 6 000 рублей, тогда как в соседнем Краснодарском крае по 30 000–60 000 рублей?», «Почему у конников нет достойных для выступления и тренировки лошадей, а у гребцов лодки приходят накануне соревнований и в непотребном виде?» и т.д.

А в это время возле здания пресс-центра мерил шагами Большую Садовую заместитель министра спорта Юрий Сафронов, которого сами участники не захотели видеть на пресс-конференции. Впрочем, это не помешало журналистам побеседовать с Юрием Сафроновым как перед пресс-конференцией, так и после нее.

О проблемах в ростовском спорте говорят давно, но зачастую это всё скрыто в узком спортивном кругу и мало выносится на обозрение общественности (не считая таких массово-зрелищных видов спорта, как футбол, волейбол или баскетбол). Тренеры и спортсмены долго вели переписку с руководством и в итоге обратились в СМИ, а «Южный Федеральный» предоставил им площадку для выступлений. Согласно оговоренным условиям, было принято решение не приглашать руководство ЦСП-3 и представителей областного министерства спорта, чтобы дать возможность высказаться участникам без завязывания дискуссии (это заняло бы слишком много времени). Однако на мероприятии присутствовала пресс-секретарь областного минспорта – тренеры хотели, чтобы их услышали, и были рады, что хотя бы таким образом министерство к ним прислушается. Впрочем, в дальнейшем, как «Южному Федеральному» сообщили участники пресс-конференции, это обернулось угрозами и конфликтом с руководством.

На пресс-конференции было поднято немало общих вопросов – и основной из них: финансирование (неполное, позднее, частичное и т.д.). Как сразу заявил один из двух ныне живущих в Ростовской области олимпийских чемпионов по конному спорту Николай Корольков: «В Ростове конного спорта нет!». И в дальнейшем тренеры и спортсмены подтвердили его заявление.

По их мнению, невозможно заниматься конным спортом, если нет в наличии достойных коней, если существуют проблемы с их питанием, и если тренеры выступают в роли конюхов, вместо того чтобы заниматься и преподавать. Ну и, конечно, всё это завязано на вопросе финансирования. Спортсмены признались, что во многом выживают только за счет средств спонсора.

На это же пожаловались и остальные спортсмены, представители других видов спорта: из-за низких зарплат и отсутствия системного подхода распределения средств многие из них либо уезжают в другую область, чтобы представлять ее интересы на соревнованиях, либо вообще уходят из спорта.

Также участвующие высказались и о весьма разнящемся отношении к спортсменам в Ростовской области и России целом. Затем рассказали о том, как сильно мешает спорту ФЗ № 94: по мнению конников, купить хорошую лошадь по тендеру практически невозможно – надо выбирать каждую индивидуально. Также тренеры прокомментировали, что в некоторых субъектах федерации (в частности, в Московской области и Краснодарском крае) этот закон обходят, в итоге получая желаемое.

Особо участники конференции отмечали отсутствие системного подхода: для того, чтобы подготовить одного олимпийского чемпиона, необходимо иметь нескольких мастеров спорта, которых могут дать только несколько десятков кандидатов в мастера спорта, а для этого должны быть сотни спортсменов и тысячи желающих заниматься спортом, а значит, необходима общая пропаганда развития спорта в Ростовской области, которая полностью отсутствует. По мнению присутствующих, финансирование спорта проходит по «остаточной системе», в последнюю очередь.

Вторая ветвь системного подхода – это необходимость заниматься постоянно, а не начинать тренировки за год до Олимпиады, как это зачастую происходит, по мнению донских спортсменов. Практически каждое свое высказывание участники подтверждали конкретными примерами.

Ну и, конечно, не могли журналисты обойти вниманием комментарий дежурившего под дверями пресс-центра Юрия Сафронова, которому несколько раз предлагали посидеть и выпить кофе (но он отказался).

- Зарплата низкая, но поднять ее мы не можем, - прокомментировал Сафронов. - В этом году попытались внести в проект бюджета увеличение зарплаты тренерам, но не нашли взаимопонимание с властями. К тому же, сами понимаете, что нельзя выделить спортивную отрасль в ущерб другой, например, в ущерб здравоохранению или образованию.

Давайте посчитаем коэффициент полезного действия со стороны популяризации физкультуры и спорта на примере футбола. Футбол — массовый вид спорта. К космическим гонорарам наших футболистов правительство Ростовской области не имеет никакого отношения. Деньги на футбол, которые выделяются министерством спорта, идут для организации тренировок, участия в мероприятиях , оплаты проезда, проживания и пр. Зарплат это не касается.
Есть 94-й закон. Это неправда, нельзя обойти закон.

О претензиях по поводу слишком поздней поставки оборудования (буквально за 1,5-2 года перед Олимпиадой), а также получения спортсменами б/у инвентаря Юрий Сафронов высказал свою версию:

- Куплены недешевые лодки, они самого высокого качества. ЦСП приобретено 38 гребных судов для байдарки и каноэ. 94-й ФЗ нас затормозил, и мы приобрели это в конце 2010 года, когда уже началась подготовке к Олимпиаде. Инвентарь этот у нас не выпускают. В России работают дилеры. Но в конкурсе участвуют все. В том числе и те, кто не обладает эксклюзивными правами на поставки. Они заявляют цену ниже, чем у официального поставщика, выигрывают конкурс, потом приходят к этому поставщику и предлагают осуществить поставку. Но поставщик именно по их вине не победил в конкурсе, он отказывается, конкурс срывается.

Всю конкурсную документацию готовят старшие тренеры, она потом выставляется на аукционе. Мы видим, что конкурс не состоялся раз, другой, начинаем выяснять, связываемся с поставщиками, они нам говорят: то, что вы заказали, мы сможем выполнить месяцев через 6-7. Почему? А нам и говорят: ваши спортсмены, например, заказали лодку с раскраской… под "зебру". А что, она от этого быстрее пойдет? Оказывается, это нашим спортсменам крайне необходимо для имиджа.

Зарплата - немаловажный фактор, но не надо сравнивать с Краснодаром. Мы — дотационный регион, не надо об этом забывать. Олег Чертов был одним из тех, кто отвечал за подготовку спортсменов Ростовской области для отбора на Олимпийские игры. И когда на Олимпиаду не попадают спортсмены, на которых были затрачены немалые бюджетные деньги, за это ведь надо отвечать. А лучшее средство защиты — это нападение.

Кто прав, кто виноват - рассудить в данной ситуации сложно, но самое главное, что положено начало переговорам, возможности договориться, а значит, вывести ростовский спорт из кризиса. Ведь если обе стороны готовы общаться, то договориться всегда получится. Обе стороны были извещены, что информационная площадка «Южного Федерального» всегда открыта для их переговоров.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ